Палитай Иван Сергеевич
-
Молодое поколение политиков в современной России: политико-психологический подход к исследованиюВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2019. № 3. c.7-22
-
Несмотря на достаточно большое количество молодых политиков в современной России, в отечественной исследовательской практике до сих пор не предпринимались попытки их всестороннего изучения. Предлагаемый автором политико-психологический подход учитывает субъект-объектный характер молодежи в политике и основан на совмещении политико-институ- циональных и психологических принципов исследования. Подход заключается в изучении молодых политических лидеров и как отдельных индивидов, и как поколенческой общности при совмещении обобщенного анализа с индиви- дуальными кейс-стадис. Первый из указанных методов дает возможность получить социально-демографический профиль молодой политической элиты, выявляющий гендерные соотношения, преобладающие уровни и направлен- ности образования, их соответствие занимаемым позициям, а также меха- низмы и способы вхождения молодых людей в мир политики. Метод изучения отдельных случаев предполагает изучение молодых политиков с позиции анализа их личностных характеристик, среди которых автором выделяются Я-концепция, мотивация, стиль межличностных отношений и стиль полити- ческого поведения. Изучение отдельных представителей молодой элиты с этой позиции позволяет получить представление о способах реализации властных полномочий, а также оценить прогностический потенциал молодой элиты. Предлагаемый подход исследования молодого поколения политиков может способствовать процессу оптимизации кадровой политики и формированию эффективной системы рекрутирования молодых лидеров.
Ключевые слова: молодое поколение, молодые политики, политические лидеры, политико-психологический подход, модель исследования, политическая элита, политическая психология
-
-
Политико-психологические особенности электорального цикла 2011- 2012 гг. : материалы круглого столаВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2012. № 1. c.95-114
-
Секция, организованная исследовательским комитетом по политической психологии РАПН и кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ, прошла 3 декабря 2011 года в рамках конференции Российской ассоциации политической науки (РАПН). Выступления участников этой секции из числа преподавателей и аспирантов кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова предлагаются в настоящей публикации.Ключевые слова: политическое восприятие; Интернет; политическая коммуникация; образы власти; образы политических партий; идентичность; избирательная кампания
-
-
Особенности восприятия современных российских политических партийВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2012. № 2. c.83-95
-
Статья посвящена проблеме восприятия политических партий, не затрагиваемой ранее политической наукой ни в нашей стране, ни за рубежом. Статья основана на результатах исследования образов 4 думских политических партий, проводимого кафедрой cоциологии и психологии политики МГУ имени М.В. Ломоносова весной-осенью 2011 г.Ключевые слова: исследование; политическая психология; политическая партия; образ; восприятие; «Единая Россия»; ЛДПР; КПРФ; «Справедливая Россия»
-
-
Психологические особенности восприятия политических партий в современной РоссииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2014. № 4. c.28-51
-
В статье представлена методика исследования образов партий, разработанная на кафедре социологии и психологии политики МГУ имени М.В. Ломоносова, и рассмотрены некоторые особенности восприятия политических партий и объединений в современной России. Образ партий, с одной стороны, представляет собой отражение их реальных характеристик, с другой - это проекция ожиданий субъектов восприятия (граждан). Как результат - в образах партий отражаются мотивы, знания, мнения, стереотипы, эмоции и требования массового сознания к партиям. Характер образов меняется в зависимости от политического контекста, а также таких субъектных характеристик, как пол, возраст, образование, региональные особенности. Образ каждой партии содержит в себе рациональный и бессознательный срезы. Каждый из них оценивается по трем шкалам: привлекательность, сила и активность. В исследовании рациональной составляющей образов применялся метод интервью. Для описания бессознательных характеристик использовался метод проективного рисунка. Результаты исследования даны в сравнении с данными, полученными в ходе аналогичного исследования весной - летом 2011 г.Ключевые слова: политическая психология; политическое восприятие; политические партии; «Единая Россия»; КПРФ; ЛДПР; «Справедливая Россия»; «Гражданская платформа»; Объединенный народный фронт
-
-
Лидеры партий в их ролевом и личностном измеренииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2015. № 5. c.93-102
-
Статья посвящена изучению личности политического лидера в контексте исполнения им своей политической роли. На основе имеющегося теоретического материала автор описывает структуру личности политического (партийного) лидера, состоящую из следующих компонентов: мотивационный профиль, Я-концепция личности, ее самооценка, стиль политического по ведения и межличностного общения. Исследование указанных структурных элементов личности политического лидера дает возможность не только объяснить характерные особенности поведения, но и спрогнозировать его дальнейшие действия с учетом имеющейся на текущий момент политической обстановки. В связи с тем, что предложенная методология исследования партийных лидеров может быть экстраполирована и на другие типы лиде ров, ее допустимо использовать для решения вопроса разработки стратегии оптимизации системы элитного рекрутирования. По описанной методологии автором проведен комплексный анализ личностей основных партийных лиде ров, обобщенные результаты которого также приведены в статье.Ключевые слова: политический лидер; политическая роль; политическая партия; структура личности; методология исследования; психологический портрет
-
-
Личностный и профессиональный потенциал молодых депутатов Государственной Думы: политико-психологический анализВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 6. c.69-82
-
В статье рассмотрены основные ролевые характеристики политика-парламентария, а также теоретические основания политико-психологического исследования личностей политиков. На их базе предложена модель политико-психологического анализа личностного и профессионального потенциала молодых парламентариев и результаты проведенного исследования. В ходе работы авторами применялся биографический метод, метод контент- анализа, наблюдения, а также фокусированного интервью. Авторами были проанализированы личности всех молодых депутатов Государственной Думы в возрасте до 35 лет. Исследование показало, что у молодых лидеров-законодателей преобладают мотивы достижений и власти, при этом наименее всего развит мотив аффилиации, что указывает на целеустремленность молодых депутатов в выбранных приоритетах, подчеркивает высокие амбиции и выделяет их лидерские качества. Большинство молодых депутатов по типу политического лидерства являются «администраторами», при этом число экстравертов превышает количество интровертов. Молодые законо- датели в большинстве своем обладают заниженной самооценкой и сложной Я-концепцией, что усиливает их исполнительность и управляемость высшим руководством. Выявленные в ходе исследования цепочки формата «агитатор — аполитичный — мотив власти» и «администратор — прагматик — мотив достижений» подтверждают существующий на данный момент запрос со стороны федеральной власти на «говорящих» и подконтрольных исполнителей.Ключевые слова: политическая элита; депутатский корпус; Государственная Дума; молодое поколение; профессиональный потенциал; психологический профиль; политико-психологический анализ
-
-
Коммуникативный образ субъекта Российской Федерации как фактор восприятия его главы (на примере Москвы и Приморского края)Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 4. c.37-51
-
В статье приведены результаты исследования коммуникативного образа двух субъектов Российской Федерации (Москвы и Приморского края), а также образов их глав в массовом сознании жителей. Результаты были получены в ходе анализа СМИ федерального и регионального значения, а также опроса респондентов. Коммуникативный образ каждого региона описывался согласно разработанной модели по следующим показателям: улучшение среды для жизни, организация точек притяжения граждан, инфраструктура; привлекательность для инвестиций, крупных компаний, брендов; стратегическая значимость региона для государства в целом; достаточная обеспеченность рабочими местами. Эти же показатели были положены в основу разработанного опросника.
Исследование показало, что коммуникативный образ субъекта не всегда является фактором восприятия его главы. В случае, когда коммуникативный образ региона строится в привязке к лидеру, последний испытывает на себе его положительное влияние, при этом негативные аспекты восприятия лидера не сказываются на имидже региона (кейс Москвы). В случае, когда политика формирования коммуникативного образа субъекта и его лидера не связаны друг с другом, региональный фактор практически не имеет никакого веса, а негативные аспекты восприятия лидера снижают уровень привлекательности образа региона (кейс Приморского края).Ключевые слова: коммуникативный образ; образ региона; образ лидера; имидж региона; глава региона; политическое восприятие; Москва; Приморский край; Кожемяко; Собянин
-