ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Коммуникативный образ субъекта Российской Федерации как фактор восприятия его главы (на примере Москвы и Приморского края)

Коммуникативный образ субъекта Российской Федерации как фактор восприятия его главы (на примере Москвы и Приморского края)

Аннотация

В статье приведены результаты исследования коммуникативного образа двух субъектов Российской Федерации (Москвы и Приморского края), а также образов их глав в массовом сознании жителей. Результаты были получены в ходе анализа СМИ федерального и регионального значения, а также опроса респондентов. Коммуникативный образ каждого региона описывался согласно разработанной модели по следующим показателям: улучшение среды для жизни, организация точек притяжения граждан, инфраструктура; привлекательность для инвестиций, крупных компаний, брендов; стратегическая значимость региона для государства в целом; достаточная обеспеченность рабочими местами. Эти же показатели были положены в основу разработанного опросника.
Исследование показало, что коммуникативный образ субъекта не всегда является фактором восприятия его главы. В случае, когда коммуникативный образ региона строится в привязке к лидеру, последний испытывает на себе его положительное влияние, при этом негативные аспекты восприятия лидера не сказываются на имидже региона (кейс Москвы). В случае, когда политика формирования коммуникативного образа субъекта и его лидера не связаны друг с другом, региональный фактор практически не имеет никакого веса, а негативные аспекты восприятия лидера снижают уровень привлекательности образа региона (кейс Приморского края).

Литература

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М.: Издательство Московского университета, 1973.
Гавра Д.П. Структурная модель имиджа государства/региона для внешних и внутренних аудиторий // Коммуникативные практики в современном обществе / Под ред. В.В. Васильковой. И.Д. Демидовой. СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. С. 92–111.
Золина Г.Д. Имидж региона в коммуникационной деятельности государства // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 6. С. 81–96.
Касамара В.А., Сорокина А.А. Персонифицированное лидерство: политические лидеры глазами российских и французских студентов // Общественные науки и современность. 2012. № 4. С. 81–94.
Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры. М.: Книжный дом «Университет», 2000.
Напалкова И.Г., Курочкина К.В. Имидж региона: специфика, основные элементы и технологии конструирования // Экономическая история. 2018. Т. 14. № 4. С. 414–429.
Палитай И.С. Методология политико-психологического исследования массового политического сознания в трансформирующихся обществах // Политическая наука. 2016. № S. С. 193–203.
Палитай И.С., Селезнева А.В. Восприятие своей страны российской молодежью: ценностно-символический и политико-культурный аспекты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10. № 2. С. 123–135.
Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 5. С. 99–122.
Смулькина Н.В Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в резиденты в российской избирательной кампании // Вестник Томского государственного университета. Философия, Социология. Политология. 2013. № 3. С. 30–36.
Титков А. Образы регионов в российском массовом сознании // Полис. Политические исследования. 1999. № 3. С. 61–75.
Шабунин A.C. Формирование имиджа региона: теоретические аспекты и перспективы применения (на примере Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской областей): Дис. … канд. полит. наук. Ярославль, 2006.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: коммуникативный образ; образ региона; образ лидера; имидж региона; глава региона; политическое восприятие; Москва; Приморский край; Кожемяко; Собянин

Доступно в on-line версии с: 15.08.2022

Для цитирования статьи
Номер 4, 2022