ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Психологические особенности восприятия политических партий в современной России

Психологические особенности восприятия политических партий в современной России

Аннотация

В статье представлена методика исследования образов партий, разработанная на кафедре социологии и психологии политики МГУ имени М.В. Ломоносова, и рассмотрены некоторые особенности восприятия политических партий и объединений в современной России. Образ партий, с одной стороны, представляет собой отражение их реальных характеристик, с другой - это проекция ожиданий субъектов восприятия (граждан). Как результат - в образах партий отражаются мотивы, знания, мнения, стереотипы, эмоции и требования массового сознания к партиям. Характер образов меняется в зависимости от политического контекста, а также таких субъектных характеристик, как пол, возраст, образование, региональные особенности. Образ каждой партии содержит в себе рациональный и бессознательный срезы. Каждый из них оценивается по трем шкалам: привлекательность, сила и активность. В исследовании рациональной составляющей образов применялся метод интервью. Для описания бессознательных характеристик использовался метод проективного рисунка. Результаты исследования даны в сравнении с данными, полученными в ходе аналогичного исследования весной - летом 2011 г.

Литература

Левада Ю.М. Комплексы общественного мнения. Статья 2 // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 1. С. 7–12.
Палитай И.С., Затонских А.В. Особенности восприятия современных российских политических партий // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2012. № 2. С. 83–95.
Психология политического восприятия в современной России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2012.
Фаломеева Т.В., Бартенева О.М. Опыт применения проективной методики «Психологический рисунок» в исследовании социальных объектов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2000. № 2. С. 27–39.
Granberg D., Kasmer J., Nanneman T. An Empirical Examination of Two Theories of Political Perception // Political Research Quarterly. 1988. Vol. 41. N 1. P. 29–46.
Kristensen N.N. Perceptions of Power and Democracy: Analytical and Methodological Dilemmas of the Construction of Images // Qualitative Studies. 2010. Vol. 1. N 1. P. 21–27.
Shestopal H. Political Perception: Psychological Mechanisms and Political Implications in Russia // Politics, Culture, Socialization. 2012. N 1–2. P. 115–131.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: политическая психология; политическое восприятие; политические партии; «Единая Россия»; КПРФ; ЛДПР; «Справедливая Россия»; «Гражданская платформа»; Объединенный народный фронт

Доступно в on-line версии с: 15.08.2014

Для цитирования статьи
Номер 4, 2014