Белов Сергей Игоревич
-
Проблемные аспекты развития политики памяти в России (результаты обобщения экспертных мнений)Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2019. № 1. c.107-119
-
Представленное исследование посвящено теме проблемных аспектов в реализации российской политики памяти. Работа основана на дескриптив- ном анализе экспертных интервью. Оценка эффективности мемориальной политики производится экспертами с прагматических позиций: в качестве ее основных задач позиционируются создание позитивного образа России на внутри- и внешнеполитической арене, формирование и укрепление нацио- нально-государственной идентичности и консолидация общества. Попытки использования политики памяти как инструмента урегулирования междуна- родных отношений путем уступок оцениваются экспертами негативно. Вы- страивание национальной политики памяти предполагается исключительно на основе «памяти победителей». Обращение к дискурсу «памяти побежден- ных» рассматривается как деструктивный подход, чреватый серьезными политическими рисками. К числу последних относятся размывание российской идентичности, партикуляризация общества, рост социальной аномии, увели- чение влияния политических и религиозных радикалов. В качестве основных «болевых точек» мемориальной политики России выделены ее конъюнктур- ный характер, противоречивость содержательной стороны, игнорирование зарубежного опыта и наличие устаревших элементов в инструментарии воздействия на целевую аудиторию. Проблемным моментом является также существование в массовой культуре России таких паттернов, как тема по- беды героя «вопреки системе», физическая и моральная антиэстетика при демонстрации «своих», выдаваемая за реализм.
Ключевые слова: политика памяти, мемориальная политика, политический миф
-
-
Соотношение концептов «политический миф» и «исторический миф»Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2018. № 3. c.39-48
-
Целью данной работы является уточнение термина «исторический миф» и определение его отношения к понятию «политический миф». Задачи исследования сводятся к тому, чтобы определить содержание концепта «исторический миф», уяснить сущность понятия «политический миф» и сопоставить значения указанных терминов. В ходе исследования автор ис- пользует традиционный и типологический анализ, а также применяет метод экспертного интервью. Аргументируется позиция, согласно которой истори- ческий миф представляет собой частную форму мифа политического. Соот- ветственно, исторический миф изначально представляет собой искусственно конструируемую форму восприятия мира, основанную на обращении к сфере эмоций и направленную на манипуляцию общественным сознанием. В то же время он обладает свойством с течением времени обретать автономность, заражая собственных создателей. Специфическим отличием исторического мифа является то, что он сконструирован при помощи исторических фактов и меняет восприятие действительности посредством смены модели воспри- ятия событий прошлого.
Ключевые слова: политический миф, исторический миф, манипулятивные технологии, символическая политика, мемориальная политика
-
-
Видеоигры с историческим сюжетом как фактор генерации и эрозии ингруппового фаворитизма россиянВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 3. c.35-47
-
Представленное исследование посвящено изучению вопроса об использовании видеоигр с историческим сюжетом для выработки или разрушения ингруппового фаворитизма россиян и их национально-государственной идентичности. Методология работы основана на сочетании элементов сравнительного и структурного анализа со вторичной обработкой результатов социологических исследований. Опираясь на данные актуальных исследований ведущих российских поллстеров, автор доказывает, что в текущем виде образы настоящего, будущего и «значимых других» не могут служить стратегическими источниками выработки ингруппового фаворитизма у российской молодежи, что создает в перспективе угрозу для стабильности идентичности граждан России. Данные массовых опросов указывают на возможность эксплуатации образа прошлого с целью выработки ингруппового фаворитизма. Однако подрастающее поколение демонстрирует отторжение традиционных форм трансляции мемориального нарратива. В этой ситуации наиболее перспективным ресурсом конструирования образа прошлого представляются видеоигры. Однако с коммерческой точки зрения реализация таких проектов чревата высокими рисками. Это указывает на необходимость государственной поддержки соответствующих начинаний. Однако она должна оказываться с учетом недостатков, выявленных в рамках системы спонсирования государством коммерческого кинематографа, как одной из наиболее близких отраслей, способных формировать положительную национально-государственную идентичность.Ключевые слова: национально-государственная идентичность; россияне; молодежь; видеоигры; политика памяти; политика идентичности; ингрупповой фаворитизм
-
-
Образы солдат и офицеров Красной армии в американской пропаганде в 1943–1945 гг.Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 1. c.79-99
-
В годы войны создание образа союзника или врага могло происходить с помощью самых разных форм и методов: издания брошюр, проведения передвижных выставок и концертов, демонстрации фильмов, чтения лекций, выступлений в СМИ. В данной статье предпринята попытка описать образ солдат и офицеров Красной армии в 1943–1945 гг., сформированный посредством кинематографа и памятки для военнослужащих контингента войск, размещенных в Европе, выпущенной накануне встречи на Эльбе.
В статье авторы приходят к выводам, что символическая политика в США в рассматриваемый период была переориентирована на формирование новых представлений об СССР и советских гражданах. Негативные штампы уступили место положительным образам надежных союзников в борьбе против нацистской Германии. При этом активно использовался принцип отождествления: при позиционировании образа гражданина Советского Союза и образа его жизни акцентировали внимание на сходстве с паттернами американской культуры.Ключевые слова: СССР; США; Вторая мировая война; пропаганда; образ чужого
-