ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Образы солдат и офицеров Красной армии в американской пропаганде в 1943–1945 гг.

Образы солдат и офицеров Красной армии в американской пропаганде в 1943–1945 гг.

Аннотация

В годы войны создание образа союзника или врага могло происходить с помощью самых разных форм и методов: издания брошюр, проведения передвижных выставок и концертов, демонстрации фильмов, чтения лекций, выступлений в СМИ. В данной статье предпринята попытка описать образ солдат и офицеров Красной армии в 1943–1945 гг., сформированный посредством кинематографа и памятки для военнослужащих контингента войск, размещенных в Европе, выпущенной накануне встречи на Эльбе.
В статье авторы приходят к выводам, что символическая политика в США в рассматриваемый период была переориентирована на формирование новых представлений об СССР и советских гражданах. Негативные штампы уступили место положительным образам надежных союзников в борьбе против нацистской Германии. При этом активно использовался принцип отождествления: при позиционировании образа гражданина Советского Союза и образа его жизни акцентировали внимание на сходстве с паттернами американской культуры.

Литература

Александер Ч.С. «Дядя Джо»: образы Сталина в период наивысшего развития антигитлеровской коалиции // Американский ежегодник. 1989. М.: Наука, 1990.С. 30–42.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Социология социального пространства / Отв. ред. пер. Н.А. Шматко. М.; СПб.: Институт экспериментальной социологии: Алетейя, 2007. С. 64–86.
Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России // Полис. 2010. № 2. С. 90–105.
Мягков М.Ю. Проблема послевоенного устройства Европы в американо-советских отношениях 1941–1945. М.: ИВИ РАН, 2006.
Ржешевский О.А. Война и история: (Буржуазная историография США о Второй мировой войне). М.: Мысль, 1976.
Суржик Д.В. Развитие центральных государственных информационно-агитационных ведомств США в первой половине ХХ в. М.: ИВИ РАН, 2017.
Blum J.M.V. Was for Victory: Politics and American Culture during World War II. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1977.
Bodnar J.E. The “Good War” in American Memory. Baltimore: Johns Hopkins Univvercity Press, 2012.
Capra F. The Name above the Title: An Autobiography. New York: Macmillan, 1971.
Doherty T. Projections of War. Hollywood, American Culture, and World War II. New York: Columbia UP, 1993.
Edelman M. Myths, Metaphors and Political Conformity // Psychiatry. 1967. Vol. 30. No. 3. P. 217–228.
Fleming T. The New Dealer’s War. New York: Basic Books, 2001.
Kirchwey F. Russia and the West // Nation. 1945. June 23. Vol. 160. No. 25. P. 686.
Koppes C.R., Black G.D. Hollywood Goes to War: How Politics, Profits, and Propaganda Shaped World War II Movies. New York: Free Press, 1987.
Mead G.H. The Social Psychology / Ed. A. Strauss. Chicago: University of Chicago Press, 1956.
Page В., Shapiro R.Y. The Rational Public: Fifty Years of Trends in American Policy Preferences. Chicago: University of Chicago Press, 1992.
Pearson A.W. Russian Port Adventures Told. Washington: Office of War Information, 1943.
Rivas J.J. Scripting Memory: Hollywood, the Federal Government, and Public Memory in WWII: A Thesis. URL: https://digital.library.txstate.edu/bitstream/handle/10877/13046/RIVAS-THESIS-2020.pdf?sequence=1&isAllowed=y
Snow N. Confessions of a Hollywood Propagandist: Harry Warner, FDR and Celluloid Persuasion // Warners’ War: Propaganda, Politics and Pop Culture in Wartime Hollywood / Eds. M. Kaplan, J. Blakley. Los Angeles: Norman Lear Center Press, 2004. P. 61–71.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: СССР; США; Вторая мировая война; пропаганда; образ чужого

Доступно в on-line версии с: 15.02.2022

Для цитирования статьи
Номер 1, 2022