Образы начала холодной войны в современной политике памяти США (на материалах школьных учебников)
Аннотация
Представленное исследование посвящено изучению смыслового содержания образов начала холодной войны в современной политике памяти США на основе сопоставления контента видеоигр и содержания школьных учебников по истории. Эмпирической основой исследования выступают серия игр “Call of Duty” и учебники по истории США трех ведущих американских издательств в сегменте учебной литературы, использовавшиеся в старших и средних классах в школах Америки на протяжении 2000–20-х гг. В работе используются методы дискурс-анализа и кейс-стади. Проведенное исследование показало, что политика памяти в США допускает существование в школьных учебниках трех различных образов начала холодной войны, созданных в рамках традиционалистского, ревизионистского и постревизионистского подходов. Чаще всего они воспроизводятся в учебниках вместе. Традиционалистский и постревизионистский подходы преобладают в структуре повествования в силу их комплементарности для США и соответствия задаче формирования мемориального конформизма с целью обеспечения устойчивости национально-государственной идентичности и легитимации существующих моделей социально-экономического и политического устройства. В рамках серии игр “Call of Duty” разработчики использовали преимущественно традиционалистскую концепцию. При формальном разнообразии моделей позиционирования ревизионистский взгляд в значительной степени маргинализирован, как и постревизионистский (который также предполагает моральное превосходство США в противостоянии с СССР), что, вероятно, способствует выбору традиционалистской позиции. Этот выбор может быть связан с тем, что традиционалистский взгляд предполагает формирование мемориального конформизма на комплементарной основе.Литература
Александров Г.В. Законодательное регулирование critical race theory и политика памяти в США // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2022. № 5. С. 141–158.Белов С.И. Объединяющий нарратив истории Гражданской войны в США как элемент политики памяти // США и Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 11. С. 46–59.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т. 1: Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994.
Дергачева В.Е. Политика памяти США в отношении событий холодной войны (мемориальные мероприятия) // Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы: Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием / Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной, Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: МПГУ, 2020. С. 171–172.
Дергачева В.Е., Чернышов Ю.Г. Карибский кризис в политике памяти СССР (России) и США: сравнительная характеристика // Известия Алтайского государственного университета. 2020. № 6. С. 22–28.
Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Никколо М, 2002.
Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Языковое сознание: Тезисы докладов IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 30 мая — 2 июня 1966 г.). М.: Институт языкознания АН СССР, 1966. С. 105–106.
Малахов В.С., Летняков Д.Э. Крушение гегемониальной нормальности: миграция и политика памяти в США, Великобритании и Франции // Полис. Политические исследования. 2023. № 1. С. 60–74.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
Петренко В.Ф., Василенко С.В. О перцептивной категоризации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1977. № 1. С. 26–34.
Рикер П. Память. История. Забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.
Рябов О.В. Дискурсивные структуры производства кинообразов «врага номер один» // «Враг номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода холодной войны / Под ред. О.В. Рябова. М.: Аспект Пресс, 2023. С. 45–102.
Сидоров А.В. Официальная политика памяти в США и Европейском союзе: сравнительный терминологический анализ // Образование и право. 2022. № 3. С. 374–380.
Шелекасова Н.П. Бессознательные аспекты имиджа политического лидера // Полис. Политические исследования. 2000. № 4. С. 130–131. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М.: Аспект Пресс, 2012.
Юдин К.А. «Детское» кино — взрослые смыслы: идеология и визуальная культура семейной киноиндустрии США в период холодной войны // На пути к гражданскому обществу. 2020. № 3. С. 70–81.
Appleby J., Brinkley A., Broussard A.S. et al. The American Vision. New York: Glencoe, McGraw Hill, 2007.
Appleby J., Brinkley A., McPherson J.M. The American Journey. New York: Glencoe, McGraw Hill, 2007.
Danzer G., de Alva J.J.K., Krieger L.S. et al. The Americans. Evanston: Houghton Mifflin, Holt McDougal, 2012.
Deverell W.F., White D.G. United States History. Orlando: Houghton Mifflin, Holt McDougal, 2012.
Divine R.A., Breen T.H., Fredrickson G.M. et al. America: Past and Present. New York: Pearson, Longman Publishers, 2007.
Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. Vol. 1: A Theory of Personality. New York: Norton, 1955.
Nash G.B., Jeffrey J.R., Howe J.R. et al. The American People: Creating a Nation and a Society. New York: Pearson Education, 2007.
Osgood Ch., Suci G.J., Tannenbautn P.H. The Measurement of Meaning. Chicago; London: University of Illinois Press, 1957.
Schopflin G. The Functions of Myth and a Taxonomy of Myths // Myths and Nationhood / Eds. G. Schopflin, G. Hosking. New York: Routledge, 1997. P. 19–35.
Ключевые слова: образ; США; холодная война; школьные учебники; политика памяти; Call of Duty
DOI Number: 10.55959/MSU0868-4871-12-2024-2-4-00-00
Доступно в on-line версии с: 15.08.2024
Для цитирования статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная