Смулькина Наталья Валентиновна
E-mail: smulkina@mail.ru
-
Образ зарубежья в российском массовом сознании: политико-психологический анализВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 6. c.47-68
-
Работа представляет результаты исследования особенностей восприятия стран, относящихся к категориям ближнего и дальнего зарубежья. Образы были рассмотрены по параметрам привлекательности, силы, активности. Внимание при анализе уделялось как рационализированным оценкам, так и вербализированным, неосознанным в полной мере представлениям о странах. В результате обработки материалов, полученных с помощью фокусированных интервью и проективных техник, были изучены сформированные в сознании респондентов образы Украины, Беларуси, Азербайджана, Армении, Таджикистана, Казахстана, США, Германии, Индии, Китая, Бразилии, Турции. Авторы пришли к выводу о неравнозначном восприятии стран, связанном с влиянием комплекса факторов. Для ближнего зарубежья значимыми факторами выступали опыт проживания в одной стране в прошлом, общие конфессиональные и этнокультурные взгляды, этническая самоидентификация. Для восприятия стран дальнего зарубежья важными факторами были взаимное расположение государств, сформировавшийся набор этнокультурных стереотипов, характер внешнеполитических отношений, личный опыт взаимоотношений с народами зарубежных стран. На восприятие всех стран определенное воздействие оказывают и средства массовой информации. Результаты, полученные в ходе исследования, показали наличие высокой зависимости восприятия страны от того, как складываются ее взаимоотношения с Россией.Ключевые слова: ближнее зарубежье; дальнее зарубежье; политическое восприятие; образы стран; факторы политического восприятия; политико-психологический подход
-