Парма Роман Васильевич
доцент
кандидат политических наук
кандидат политических наук
-
Практика манипулятивного эффекта поисковых систем в ходе избирательной кампании 2021 г. в РоссииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 4. c.73-86
-
В статье представлены результаты прикладного политического исследования, посвященного реализации манипулятивного эффекта поисковых систем (SEME) в ходе избирательной кампании 2021 г. в России. SEME представляет собой технологию воздействия на широкую аудиторию, направленную на трансформацию поведенческих эффектов и формирование общественного мнения за счет изменений в выдаче крупнейших поисковых систем. Порядок выдачи, а также тональность результатов могут существенным образом влиять на отношение неопределившихся интернет-пользователей и их последующий электоральный выбор. По результатам исследования зафиксирован ряд манипуляций в характере поисковой выдачи, связанных с усилением негативного освещения избирательного процесса, результатов выборов и состояния партийной системы, достигнутого за счет массового распространения материалов иностранных информационных ресурсов.Ключевые слова: избирательная кампания; поисковые системы; цифровая среда; манипулятивные технологии; политические партии; партийная система; политические технологии; информационное вмешательство
-
-
Цифровые технологии внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на жителей приграничных с Украиной регионов РоссииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2024. № 2. c.114-129
-
В статье рассматриваются цифровые технологии внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия на граничащие с Украиной субъекты Российской Федерации: Белгородскую, Брянскую, Запорожскую, Курскую и Херсонскую области, Донецкую и Луганскую Народные Республики. Авторы методом когнитивного картирования исследовали массив публикаций соответствующего контента в релевантных Telegram-каналах. В результате выявлены ключевые цифровые способы достижения внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, которыми являются технологические приемы информационной пропаганды и манипуляции общественным сознанием. В пропаганде чаще всего используются приемы демонизации и стигматизации, а в манипуляции — негативизации, примитивизации, тенденциозного подбора информации и паразитирования. При этом наиболее часто в информационных материалах деконсолидирующего характера, которые провоцируют на этнические и социально-экономические расколы, используется манипулятивный прием примитивизации.Ключевые слова: цифровые технологии; деструктивное воздействие; внешнее информационное давление; российско-украинский конфликт; регионы-«мишени»; социальные медиа; когнитивное картирование
-