Посохова Дарья Дмитриевна
-
Трансформация образа своей страны под влиянием политического контекстаВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 1. c.7-28
-
Статья посвящена изменениям в восприятии своей собственной страны российскими гражданами, которые произошли вследствие трансформации политического контекста последнего времени. Авторы сравнили результаты исследований разных лет, реализуемых на кафедре социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Методология исследования включала в себя фокусированные полустандартизированные интервью и проективные тесты. Для интерпретации данных использовались качественные методы с элементами количественных: методы кодирования и шкалирования ответов на открытые вопросы и статистический анализ. В работе представлены результаты сравнительного анализа образов своей страны у жителей 11 регионов России в 2017–2018 гг. и 7 регионов в 2022 г. Выборка была сбалансирована по полу, возрасту и образованию. Основное внимание было уделено изучению ключевых структурных элементов образа страны — территории, народа, власти, политических лидеров и геополитической роли страны, а также представления о прошлом, настоящем и будущем страны. Проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия России под влиянием изменившегося контекста. Так, во-первых, последние изменения внутри- и внешнеполитического контекста характеризуют не просто текущие настроения, но и глубинные слои политического сознания, во-вторых, отдельные компоненты образа своей страны изменились неравномерно под влиянием политического контекста. И, в-третьих, изменению подверглись не только смысловые элементы образа России, но и сама оптика восприятия своей страны.Ключевые слова: образ страны; политическое восприятие; образ власти; факторы восприятия; идентичность
-
-
Коммуникативный образ субъекта Российской Федерации как фактор восприятия его главы (на примере Москвы и Приморского края)Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 4. c.37-51
-
В статье приведены результаты исследования коммуникативного образа двух субъектов Российской Федерации (Москвы и Приморского края), а также образов их глав в массовом сознании жителей. Результаты были получены в ходе анализа СМИ федерального и регионального значения, а также опроса респондентов. Коммуникативный образ каждого региона описывался согласно разработанной модели по следующим показателям: улучшение среды для жизни, организация точек притяжения граждан, инфраструктура; привлекательность для инвестиций, крупных компаний, брендов; стратегическая значимость региона для государства в целом; достаточная обеспеченность рабочими местами. Эти же показатели были положены в основу разработанного опросника.
Исследование показало, что коммуникативный образ субъекта не всегда является фактором восприятия его главы. В случае, когда коммуникативный образ региона строится в привязке к лидеру, последний испытывает на себе его положительное влияние, при этом негативные аспекты восприятия лидера не сказываются на имидже региона (кейс Москвы). В случае, когда политика формирования коммуникативного образа субъекта и его лидера не связаны друг с другом, региональный фактор практически не имеет никакого веса, а негативные аспекты восприятия лидера снижают уровень привлекательности образа региона (кейс Приморского края).Ключевые слова: коммуникативный образ; образ региона; образ лидера; имидж региона; глава региона; политическое восприятие; Москва; Приморский край; Кожемяко; Собянин
-