Сорокина Анна Андреевна
E-mail: aasorokina@hse.ru
-
YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьниковВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 3. c.7-21
-
Статья посвящена влиянию современных российских YouTube-блогеров на политические взгляды школьников. На основе анализа количественного (опрос подростков, N=500) и качественного (257 глубинных интервью) исследований выявляются авторы самых популярных YouTube-каналов, а также анализируются причины их популярности, ключевой из которых становится тактика выстраивания доверительных отношений со своей аудиторией. Во второй части статьи исследуется содержательное наполнение популярных роликов с учетом его политического контекста. В основном популярные у школьников ролики содержат развлекательный и юмористический контент, но в своих комментариях и репликах блогеры неоднократно затрагивают политическую тематику. Весь политический контент можно рубрицировать следующим образом: реакция на актуальный политический контекст, образ современной России и ее проблемы, а также взгляды на патриотическое воспитание. Ролики современных YouTube-блогеров находят сильный эмоциональный отклик у молодежи по нескольким причинам: они затрагивают волнующие подростков темы, апеллируют к ценностям, разделяемым молодыми людьми: доступное образование, борьба с коррупцией, экология, пацифизм.Ключевые слова: блогеры; социальные медиа; YouTube; политическая социализация; российские школьники; лидеры общественного мнения; подростки; молодежь
-
-
Проблемы гражданской компетентности российских школьников: разработка теоретической моделиВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2023. № 2. c.39-59
-
Статья посвящена изучению процесса политической социализации российского школьника, в рамках которой формируется его гражданская компетентность. Гражданская компетентность включает в себя такие компоненты, как социально-политические знания, социальная активность, готовность брать на себя ответственность и патриотизм. В эмпирической части этой работы был проведен кластерный анализ на данных, полученных в ходе очного анкетирования (N=2610). В результате школьники были разделены на 3 кластера: «отличники-пессимисты», «хорошисты-патерналисты» и «двоечники-активисты». Более детальные характеристики кластеров были выявлены на основе данных, полученных в ходе интервью с участниками анкетирования (N=256). Анализ интервью показал, что единого подхода к повышению уровня гражданской компетентности школьников быть не может. «Отличники-пессимисты» нуждаются в образовательных технологиях, которые повышали бы вовлеченность этих ребят в мероприятия, имеющие общественную значимость. «Хорошисты-патерналисты» нуждаются в повышении уровня ответственности, а «двоечники-активисты» — в систематизации базовых знаний о социально-политической реальности России.Ключевые слова: школьники; политическая социализация; гражданская компетентность; молодежные исследования; политическая культура; кластерный анализ
-