ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников

YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников

Аннотация

Статья посвящена влиянию современных российских YouTube-блогеров на политические взгляды школьников. На основе анализа количественного (опрос подростков, N=500) и качественного (257 глубинных интервью) исследований выявляются авторы самых популярных YouTube-каналов, а также анализируются причины их популярности, ключевой из которых становится тактика выстраивания доверительных отношений со своей аудиторией. Во второй части статьи исследуется содержательное наполнение популярных роликов с учетом его политического контекста. В основном популярные у школьников ролики содержат развлекательный и юмористический контент, но в своих комментариях и репликах блогеры неоднократно затрагивают политическую тематику. Весь политический контент можно рубрицировать следующим образом: реакция на актуальный политический контекст, образ современной России и ее проблемы, а также взгляды на патриотическое воспитание. Ролики современных YouTube-блогеров находят сильный эмоциональный отклик у молодежи по нескольким причинам: они затрагивают волнующие подростков темы, апеллируют к ценностям, разделяемым молодыми людьми: доступное образование, борьба с коррупцией, экология, пацифизм.

Литература

  1. Андреенков В.Г. Ценностные ориентации молодежи, [1985] // Единый архив экономических и социологических данных НИУ ВШЭ. URL: http://sophist.hse.ru/db/oprview.shtml?ID_S=1759&T=m 
  2. Касамара В.А., Сорокина А.А. Образ СССР и современной России в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 107–118. 
  3. Касамара В.А., Сорокина А.А. С чего начинается Родина: патриотизм в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2016. №. 6. С. 99–110. 
  4. Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Новый хронограф, 2008. 
  5. Balleys C., Millerand F., Thoër C., Duque N. Searching for Oneself on YouTube: Teenage Peer Socialization and Social Recognition Processes // Social Media + Society. 2020. Vol. 6. No. 2. P. 1–11. 
  6. Bărbuceanu C.D. Teaching the Digital Natives // Revista de Științe Politice. 2020. No. 65. P. 136–145. 
  7. Denver D., Hands G. Does Studying Politics Make a Difference? The Political Knowledge, Attitudes and Perceptions of School Students // British Journal of Political Science. 1990. Vol. 20. No. 2. P. 263–279. 
  8. John P.D., Osborn A. The Influence of School Ethos on Pupils’ Citizenship Attitudes // Educational Review. 1992. Vol. 44. No. 2. P. 153–165. 
  9. Marôpo L., Jorge A., Tomaz R. I Felt Like I Was Really Talking to You! Intimacy and Trust among Teen Vloggers and Followers in Portugal and Brazil // Journal of Children and Media. 2020. Vol. 14. No. 1. P. 22–37. 
  10. Zimmermann M., Jucks R. With a View to the Side: YouTube’s Sidebar and YouTuber’s Linguistic Style as Hints for Trust-related Evaluations // International Journal of Human-Computer Interaction. 2019. Vol. 35. No. 14. P. 1279–1291.

Ключевые слова: блогеры; социальные медиа; YouTube; политическая социализация; российские школьники; лидеры общественного мнения; подростки; молодежь

Доступно в on-line версии с: 30.07.2021

  • Для цитирования статьи:
Номер 3, 2021