ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Проблемы гражданской компетентности российских школьников: разработка теоретической модели

Проблемы гражданской компетентности российских школьников: разработка теоретической модели

Аннотация

Статья посвящена изучению процесса политической социализации российского школьника, в рамках которой формируется его гражданская компетентность. Гражданская компетентность включает в себя такие компоненты, как социально-политические знания, социальная активность, готовность брать на себя ответственность и патриотизм. В эмпирической части этой работы был проведен кластерный анализ на данных, полученных в ходе очного анкетирования (N=2610). В результате школьники были разделены на 3 кластера: «отличники-пессимисты», «хорошисты-патерналисты» и «двоечники-активисты». Более детальные характеристики кластеров были выявлены на основе данных, полученных в ходе интервью с участниками анкетирования (N=256). Анализ интервью показал, что единого подхода к повышению уровня гражданской компетентности школьников быть не может. «Отличники-пессимисты» нуждаются в образовательных технологиях, которые повышали бы вовлеченность этих ребят в мероприятия, имеющие общественную значимость. «Хорошисты-патерналисты» нуждаются в повышении уровня ответственности, а «двоечники-активисты» — в систематизации базовых знаний о социально-политической реальности России.

Литература

Добрякова М.С., Юрченко О.В., Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей // Современная аналитика образования. 2018. № 4. С. 1–66.
Долинина И.Г. Гражданская компетентность и социальная ответственность в сфере высшего образования // Высшая школа: Oпыт, проблемы, перспективы. 2020. С. 89–92.
Мягкова А.П. Формирование гражданской компетентности у старшеклассников в воспитательном пространстве современной средней общеобразовательной школы // Среднее профессиональное образование. 2014. № 11. С. 16–18.
Сотникова Е.Б., Моргачева Н.В. Формирование гражданской компетентности подростков в образовательном процессе школы на примере уроков биологии // Молодежная политика: история, теория, практика: Сборник научно-методических материалов IV Межвузовской научно-практической конференции. М.: РГУФ-КСМиТ, 2020. С. 72–78.
Чулкова Р.Г. Формирование гражданской компетентности учащегося как актуальная задача современной школы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 174.
Beaumont E., Colby A., Ehrlich T., Torney-Purta J. Promoting Political Competence and Engagement in College Students: An Empirical Study // Journal of Political Science Education. 2006. Vol. 2. No. 3. P. 249–270.
De Guzman M.F.D., Ecle R. The Social Studies Curriculum Standards in Junior Secondary Schools: Input to Quality Instruction and Students’ Civic Competence // International Journal of Computer Engineering in Research Trends. 2019. Vol. 6. No. 2. P. 255–265.
Fuentes-Moreno C., Sabariego-Puig M., Ambros-Pallarés A. Developing Social and Civic Competence in Secondary Education through the Implementation and Evaluation of Teaching Units and Educational Environments // Humanities and Social Sciences Communications. 2020. Vol. 7. No. 1. P. 1–12. Jurs P. Forming Components of Civic Competence // Journal of Teaching and Education. 2014. No. 3. P. 265–277.
Komalasari K. The Effect of Contextual Learning in Civic Education on Students’ Civic Competence // Journal of Social Sciences. 2009. Vol. 5. No. 4. P. 261–270.
LeCompte K., Blevins B., Riggers-Piehl T. Developing Civic Competence through Action Civics: A Longitudinal Look at the Data // The Journal of Social Studies Research. 2020. Vol. 44. No. 1. P. 127–137.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: школьники; политическая социализация; гражданская компетентность; молодежные исследования; политическая культура; кластерный анализ

DOI Number: 10.55959/MSU0868-4871- 12-2023-1-2-39-59

Доступно в on-line версии с: 15.04.2023

Для цитирования статьи
Номер 2, 2023