Щипков Александр Владимирович
-
О понятии «социал-традиция»Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2019. № 5. c.7-12
-
В статье описывается кризис либерально-капиталистической модели общества. Современный период рассматривается как переходный. Условиями смены устаревшей парадигмы развития, согласно автору, является синтез традиционализма, культурно-исторического плюрализма и социальной справедливости. Этот синтез, называемый автором «социал-традиционализмом», предполагает преодоление исторических разрывов в жизни каждого народа. Для Запада подобная модель означает синтез христианских ценностей и достижений классической рациональности, которые необходимо очистить от спекуляций позитивизма и социал-расизма. Традиция при таком понимании представляет собой не предмет реставрации, но метод культурного строи- тельства, а жесткие альтернативы, которые элита ставит перед обще- ством, представляют собой тревожный знак очередного приближающегося или готовящегося разрыва традиции. Общий тезис социал-традиционализма заключается в том, что в обществе нет и не может быть лишних людей, у человечества в целом нет лишних народов, а в истории нет лишних времен.
Ключевые слова: архаизация общества, аксиомодерн, колониализм, контрмодерн, либерализм, миф превосходства, православная этика, русско- византийский мир, социал-традиция, традиционализм
-
-
Переосмысление феномена традиции в современных социогуманитарных исследованияхВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 3. c.38-43
-
В статье рассматривается концептология понятия «традиция», проблема его трактовок в ХХ в. и в современной науке. Автор говорит о некорректности и ограниченной применимости социологических и исторических концепций, построенных на основе жесткой дихотомии «традиция — модерн (современность)». Описывается противоборство двух подходов к феномену традиции — «веберовского» (эволюционистского) и «поствеберовского» (диалектического). Утверждается диалектический взгляд на традицию как гарант устойчивости исторических изменений и социальной стабильности, трактовка традиции не как этнокультурного явления, а как более широкого социального механизма, ответственного за передачу социального опыта и идеалов по цепи поколений. На основе традиционалистского взгляда выдвигается концепция «большого общества», основанного на договоре поколений. Роль традиции в национальной истории рассматривается как связь русскости с византийским наследием.Ключевые слова: «большое общество»; договор поколений; социал-традиция; традиция; традициология; традиционализм; модерн; эволюционизм
-
-
Язык нацизма и его дискурсивное пространствоВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2024. № 1. c.65-79HTML157
-
Автор статьи предлагает программу исследования языка нацизма как анализа языковых кодов, определяющих и структурирующих господствующий дискурс западной общественной мысли. На первом этапе исследования проводится сравнительный анализ языковых фактов, накопленных в периоды гитлеризма и позднего атлантизма, то есть в 1930-40-е и 2020-е гг. соответственно.
Атлантистский нарратив определяется как репрезентирующий идеологию борьбы с мировым злом ради метафизически и фаталистически понятого прогресса («прогресса всего», Прогресса с большой буквы, который сам себе и цель, и критерий), при этом жертвы данной борьбы представляются как неизбежные «сопутствующие потери» в ходе развития человечества.
Отмечается расщепление в современном наци-языке семантики понятия «Другой» на два значения: официальный, «желательный» Другой и неофициальный, «нежелательный» Другой (иначе: «другой Другой»), не попадающий в зону толерантности, не поддающийся вестернизацим, а потому якобы «агрессивный» и «опасный» («патриархальный», «традиционный» либо «популистский»). Воспроизводство идеологии в атлантистском наци-языке определяется как четырехшаговое: плюрализм — нигилизм — нацизм (расизм) — расщепление наци-дискурса, вскрывающее его амбивалентность.
Семиотическая система современного наци-языка описана в статье как имеющая ядро (порождающее семантику нацистских мифов) и концептуальный «защитный пояс», в который входят, в частности, «ретро-дискурс классического либерализма», формулы «либеральной войны» («военный пацифизм», «гуманитарные бомбардировки», «принуждение к миру» и др.), темы «новой этики», «постматериальных ценностей», «множественных идентичностей», общая установка на технократизм и цифровизацию социальных отношений.Ключевые слова: атлантизм; мультирасизм; нацизм; наци-язык; натурализация идеологии; нежелательный Другой; проектный нацизм; расщепление дискурса
-