Рогач Николай Николаевич
-
Образ идеального президента в современной России: социально-демографическое измерениеВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 4. c.24-37
-
Статья посвящена изучению влияния социально-демографических фак- торов, таких как пол, возраст, уровень образования, на процесс формирования образа идеального президента. Описывается часть исследования образа иде- ального президента, проведенного кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор выявляет и анализирует универсальные и уникальные личностные и профессиональные качества образа эталонного главы государства в сознании граждан России, принадлежащих к разным социальным категориям. Результаты исследования позволили сделать вывод о целостности и органичности образа идеального президента. Политические и профессио- нальные качества, которыми, по мнению молодежи, должен обладать глава государства, во многом оказались подвержены влиянию относительно новых «рационально-секулярных» ценностей, внедренных в политическую систему государства в период восстановления после распада СССР. При этом, несмо- тря на вполне успешное прохождение «ресоциализации» представителями старшего поколения, их взгляд на образ эталонного главы государства все же выглядит более консервативным, по сравнению с тем «эффективным менеджером», каким представляет себе президента более молодое поколение граждан.
Ключевые слова: политическое восприятие, массовое сознание, иде- альные представления, образ идеального президента, субъектные факторы политического восприятия.
-
-
Кризис как фактор восприятия региональных лидеров (на материалах Москвы, Республики Башкортостан и Краснодарского края)Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 4. c.76-92
-
Статья описывает результаты качественного исследования восприятия региональных политических лидеров в контексте кризисных явлений, произошедших в 2020 г. Работа базируется на материалах исследовательского проекта кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Методология исследования включает в себя фокусированные интервью, а также метод фиксированных ассоциаций. Внимание авторов сосредоточено на влиянии контекста политического восприятия на процесс политической перцепции. Теоретические выводы авторов подкрепляются анализом конкретных случаев методом кейс-стади в Москве, Республике Башкортостан и Краснодарском крае. Проведенное исследование показало, что, преодолевая социально-политические кризисы, общество предъявляет достаточно жесткие требования к профессиональным и личностным характеристикам региональных политических лидеров. Несоответствие этим требованиям напрямую отражается не только на уровне электоральной поддержки глав субъектов Российской Федерации, но и повышает вероятность усиления протестных настроений в регионах.Ключевые слова: политическое восприятие; образы региональных лидеров; факторы политического восприятия; объектные факторы политического восприятия; кризис как фактор политического восприятия
-