ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Образ идеального президента в современной России: социально-демографическое измерение

Образ идеального президента в современной России: социально-демографическое измерение

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния социально-демографических фак- торов, таких как пол, возраст, уровень образования, на процесс формирования образа идеального президента. Описывается часть исследования образа иде- ального президента, проведенного кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор выявляет и анализирует универсальные и уникальные личностные и профессиональные качества образа эталонного главы государства в сознании граждан России, принадлежащих к разным социальным категориям. Результаты исследования позволили сделать вывод о целостности и органичности образа идеального президента. Политические и профессио- нальные качества, которыми, по мнению молодежи, должен обладать глава государства, во многом оказались подвержены влиянию относительно новых «рационально-секулярных» ценностей, внедренных в политическую систему государства в период восстановления после распада СССР. При этом, несмо- тря на вполне успешное прохождение «ресоциализации» представителями старшего поколения, их взгляд на образ эталонного главы государства все же выглядит более консервативным, по сравнению с тем «эффективным менеджером», каким представляет себе президента более молодое поколение граждан.

Литература

  1. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюде- ний (1993–2018) / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019. 
  2. Завершинская Н.А. Гендерные структуры памяти о «советском» в дисципли- нарном пространстве российского социума // Полис. Политические исследования. 2010. № 5. С. 64–78. 
  3. Иванова М.Г. Роль национальных архетипов для формирования образа будущего России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. № 3. С. 309–315. 
  4. Мельникова А.А., Круглянская Л.Я. Архетипы лидера и глубинные основания в культуре: лингво-культурологическое исследование // Общество. Среда. Развитие. 2013. № 1. С. 194–197. 
  5. Психология политического восприятия в современной России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: РОССПЭН, 2012. 
  6. Шестопал Е.Б. Политическая социализация и ресоциализация в современной России // Полития. 2005. № 4. С. 48–69. 
  7. Inglehart R., Welzel C. The WVS Cultural Map of the World // World Values Survey. 2013. URL: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp 
  8. Markova I. Dialogicality and Social Representations: The Dynamics of Mind. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: политическое восприятие, массовое сознание, иде- альные представления, образ идеального президента, субъектные факторы политического восприятия.

Доступно в on-line версии с: 31.12.2020

Для цитирования статьи
Номер 4, 2020