ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Кризис как фактор восприятия региональных лидеров (на материалах Москвы, Республики Башкортостан и Краснодарского края)

Кризис как фактор восприятия региональных лидеров (на материалах Москвы, Республики Башкортостан и Краснодарского края)

Аннотация

Статья описывает результаты качественного исследования восприятия региональных политических лидеров в контексте кризисных явлений, произошедших в 2020 г. Работа базируется на материалах исследовательского проекта кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Методология исследования включает в себя фокусированные интервью, а также метод фиксированных ассоциаций. Внимание авторов сосредоточено на влиянии контекста политического восприятия на процесс политической перцепции. Теоретические выводы авторов подкрепляются анализом конкретных случаев методом кейс-стади в Москве, Республике Башкортостан и Краснодарском крае. Проведенное исследование показало, что, преодолевая социально-политические кризисы, общество предъявляет достаточно жесткие требования к профессиональным и личностным характеристикам региональных политических лидеров. Несоответствие этим требованиям напрямую отражается не только на уровне электоральной поддержки глав субъектов Российской Федерации, но и повышает вероятность усиления протестных настроений в регионах.

Литература

  1. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993–2018) / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019.
  2. Громыко А.А. Коронавирус как фактор мировой политики // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2. С. 4–13.
  3. Пареньков Д.А. Легитимность и политическое лидерство в новую эпоху. М.: Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2020. URL: https://ru.valdaiclub.com/files/35030/
  4. Скороходова О.С. Власть в России: взаимодействие с социумом в контексте выборов // Психология политической власти / Ред. В.М. Долгов и др. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004. С. 264–269.
  5. Смулькина Н.В. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в президенты в российской избирательной кампании // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3. С. 30–36.
  6. Шестопал Е.Б. Особенности использования психологических методов для изучения политического восприятия // Социальная психология и общество. 2018. № 9. С. 81–90.
  7. Шестопал Е.Б., Вагина В.В., Пасс П.С. Новые тенденции в восприятии власти российскими гражданами // Полития. 2019. № 4. С. 67–86.
  8. Murray D.R., Schaller M. Threat(s) and Conformity Deconstructed: Perceived Threat of Infectious Disease and Its Implications for Conformist Attitudes and Behavior // European Journal of Social Psychology. 2012. Vol. 42. No. 2. P. 180–188.
  9. Murray D.R., Schaller M., Suedfeld P. Pathogens and Politics: Further Evidence That Parasite Prevalence Predicts Authoritarianism // PLoS ONE. 2013. Vol. 8. No. 5. P. 1–8. URL: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0062275
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: политическое восприятие; образы региональных лидеров; факторы политического восприятия; объектные факторы политического восприятия; кризис как фактор политического восприятия

Доступно в on-line версии с: 06.09.2021

Для цитирования статьи
Номер 4, 2021