Герлитц Герман
-
Парадигмы взаимодействия государственной власти и крупного бизнеса в политической наукеВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 3. c.93-119
-
В современных социальных науках обширный корпус исследований, по- священных взаимодействию государственной власти и крупного бизнеса, но несмотря на это, актуальность обстоятельного теоретического рассмотре- ния таких отношений за последние десятилетия нисколько не уменьшилась. В данной статье анализируется ряд парадигм, определяющих ценностные критерии, мировоззренческие установки и теоретико-методологические стандарты и влияющих как на научные исследования в данной области, так и на выработку государственного курса и реальную политику. Это рацио- нально-критическая, корпоративистская, неокорпоративистская парадиг- мы, «новый государственный менеджмент», а также такие критические теории, как неомарксизм и теория политических сетей. При анализе данных парадигм особое внимание уделяется операционализации ключевых понятий и определению основных интерпретаций, моделей и концепций корпоративно- государственного взаимодействия. Изучение теоретико-методологических подходов способствует систематизации результатов исследовательской деятельности в области изучения прикладных механизмов взаимодействия власти и крупного бизнеса. Сделан вывод, что перечисленные парадигмы в определенной степени сосуществуют и актуализируются лишь в зависимо- сти от экономической конъюнктуры мировой экономики, политических от- ношений отдельных государств или их альянсов, культурных особенностей и иных факторов.
Ключевые слова: государство, бизнес, гражданское общество, пред- ставительство, лоббизм
-
-
«Вести себя лучше»: Бизнес и власть в современной РоссииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 4. c.57-75
-
В статье рассматривается популярный на протяжении последних лет тезис о «деолигархизации» российской политики и экономики. Авторы уделяют внимание тому, как именно понимаются в российском публичном поле понятия «олигарх» и «равноудаление [олигархов] от власти», а также исследуют вопрос о том, какие институциональные или риторические изменения повлияли на распространение в обществе мнения о резком контрасте между политикой 1990-х и последующих годов. Статья включает в себя детальный разбор произошедших в России социально-экономических изменений и их дискурсивного сопровождения, включая неоднократно подчеркиваемое различными спикерами мнение о «переосмыслении» отечественной политической ситуации. Авторы делают вывод о том, что востребованная с методологической точки зрения неокорпоративистская парадигма взаимодействия власти и бизнеса является вполне валидной аналитической рамкой, актуальной для описания современных взаимоотношений между органами государственной власти и крупными предпринимателями.Ключевые слова: неокорпоративизм; российская политика; олигархи; государственная политика; бизнес; власть
-