Беклямишев Владимир Олегович
-
Особенности «рассудочно-эмпирического» типа исторического сознания современной молодежи (на примере исторической аналогии между современной Россией и «брежневским» СССР)Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2020. № 2. c.105-114
-
В статье анализируются отдельные аспекты исторического сознания российской молодежи, связанные с восприятием и использованием истори- ческих аналогий. Эмпирической базой исследования послужили материалы опроса, проведенного в сентябре — ноябре 2019 г. среди обучающихся высших учебных заведений Москвы, Казани, Саратова и Пензы (объем выборки — 576 человек), а также результаты фокус-группы на полях Всероссийского форума молодых политологов «Дигория» (Республика Северная Осетия — Алания, 15–21 сентября 2019 г.). Авторами выявлено, что преобладающим типом исторического сознания студенческой молодежи в настоящий момент является «рассудочно-эмпири- ческий», предполагающий некритическое восприятие исторических аналогий. Его особенности были рассмотрены на примере параллели между современной Россией и «брежневским» СССР. Отмечено, что, столкнувшись с необходимостью обосновать проведен- ную аналогию, молодые люди ощущают недостаток фактологических знаний. Это приводит к спонтанному «конструированию» прошлого в соответствии с текущими политическими установками респондентов, причем коммуника- тивная память (ссылки на мнение пожилых членов семьи или других знакомых представителей старшего поколения) практически не задействуется.
Ключевые слова: историческое сознание молодежи, исторические ана- логии, коллективная память, Л.И. Брежнев
-
-
К вопросу об изучении исторических аналогий в политическом дискурсе: описание проблемного поляВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 6. c.92-107
-
Статья посвящена описанию нового сегмента проблемного поля “memory
studies” — изучению исторических аналогий в политическом дискурсе. С пози-
ции мнемонических исследований, историческая аналогия представляет собой
промежуточное звено между индивидуальным сознанием, коллективными
представлениями о прошлом и прагматикой дискурса. Она рассматривается
не как частный случай «умозаключения по аналогии», изучаемого в рамках
формальной логики, а как элемент процесса политической коммуникации,
значение которого определяется в первую очередь социальным контекстом.
Автором рассматриваются истоки формирования интереса к этой пробле-
матике в западной политической науке и его развитие в русле политической
лингвистики, теории международных отношений и политической психологии.
Выделяются когнитивные, коммуникативные, дискурсивные и конструкти-
вистские подходы к изучению исторических аналогий. Впервые фиксируется
различие между индивидуальным и коллективным субъектом исторической
аналогии (в первом случае речь идет об аналогии, которая используется лицом,
принимающим решение; во втором случае — об аналогии, функционирующей
на уровне дискурса, формируя коллективно разделяемые образы настоящего
или будущего).Ключевые слова: историческая аналогия; “memory studies”; политика памяти; историческая политика; политический дискурс; политическое использование прошлого
-