Давыдова Мария Александровна
E-mail: marchikdavydova@mail.ru
-
Практика манипулятивного эффекта поисковых систем в ходе избирательной кампании 2021 г. в РоссииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 4. c.73-86
-
В статье представлены результаты прикладного политического исследования, посвященного реализации манипулятивного эффекта поисковых систем (SEME) в ходе избирательной кампании 2021 г. в России. SEME представляет собой технологию воздействия на широкую аудиторию, направленную на трансформацию поведенческих эффектов и формирование общественного мнения за счет изменений в выдаче крупнейших поисковых систем. Порядок выдачи, а также тональность результатов могут существенным образом влиять на отношение неопределившихся интернет-пользователей и их последующий электоральный выбор. По результатам исследования зафиксирован ряд манипуляций в характере поисковой выдачи, связанных с усилением негативного освещения избирательного процесса, результатов выборов и состояния партийной системы, достигнутого за счет массового распространения материалов иностранных информационных ресурсов.Ключевые слова: избирательная кампания; поисковые системы; цифровая среда; манипулятивные технологии; политические партии; партийная система; политические технологии; информационное вмешательство
-
-
Мобилизация политического протеста в российском сегменте социальных медиа (2021): триггеры, аудитория, каналы коммуникацииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2023. № 1. c.24-49
-
В статье представлены результаты политического исследования, цель которого заключается в определении масштаба, мобилизационного потенциала, социальной базы и технологий цифровых коммуникаций протестно-ориентированного информационного потока в российском сегменте социальных медиа накануне единого дня голосования 2021 г. Когнитивное картирование, реализованное в исследовании, позволило выявить содержательные характеристики информационного потока. Киберметрический анализ сделал возможным определение динамических и структурных характеристик информационного потока, уточнение гендерной и возрастной специфики вовлеченных в него пользователей, а также выявление количественных характеристик активности ключевых сообществ, формирующих протестные дискурсы. Метод социальных графов позволил охарактеризовать структуру взаимодействия оппозиционных и протестных сообществ Telegram в 2021 г. В процессе реализации ивент-анализа были зафиксированы ключевые пики роста динамики пользовательской активности вокруг протестных событий и дискурсов. На этой основе удалось выделить триггеры, используемые для вовлечения пользователей в протестные информационные потоки: выборный процесс, деятельность правоохранительных органов, осуществление вакцинации, социально-экономические проблемы. Кроме этого, были типологизированы сообщества, формирующие протестный информационный поток: сообщества — агрегаторы протестов, сообщества — новостные агрегаторы, сообщества локальной аналитики. В результате исследования выявлена доминирующая модель массовой протестной мобилизации в анализируемый период: первичный триггер — вторичный триггер — офлайн-протест.Ключевые слова: политическая мобилизация; политический протест; триггеры; цифровые коммуникации; когнитивное картирование; киберметрический анализ; социальные графы
-