Борщевский Георгий Александрович

кандидат исторических наук
-
Институциональная трансформация государственной службы: проблема субъектностиВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2016. № 6. c.34-53
-
В статье проанализированы системы управления государственной службой в ряде развитых и развивающихся стран, обоснована взаимосвязь между уровнем развития общества и сложностью системы, необходимой для управления бюрократией. Рассмотрена трансформация субъектов управления государственной службой России в ходе ее постсоветской институционализации. Выявлены проблемы и противоречия в этой сфере. С учетом исторической практики и передовых научных концепций сформулированы предложения по совершенствованию системы управления бюрократией на федеральном уровне. Обосновано, что решение здесь лежит в области пере- сечения централизации и разгосударствления. Указано на необходимость расширения правового содержания государственной службы, постепенного превращения ее в публичную службу, направленную на решение задач социально-экономического развития страны.Выводы апробированы в ходе участия автора в работе над проектом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2030 г.
Ключевые слова: государственная служба; бюрократия; институт; реформа; гражданское общество; публичная служба; кадры; эффективность
-
-
Политические факторы институционализации российской государственной службыВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2017. № 5. c.19-41
-
Целью статьи является выявление политических факторов институционализации государственной службы в России на современном этапе, связанных с ними проблем и перспектив их преодоления. В рамках исследования выявлена применимость институциональных теорий к государственной службе, предложена модель институционализации государственной службы и рассмотрен в приложении к ней опыт реформ последнего времени; а также предпринята попытка выявить корни существующих проблем и предложить варианты их преодоления.
В результате проведенного исследования обосновано утверждение, что современные дисфункции государственной службы во многом определяются неоптимальным институциональным выбором, сделанным в начале 1990-х гг. Проектирование реформ государственной службы осуществляется узким кругом политико-бюрократической элиты, что способствует длительному консервированию институционализации госслужбы в незавершенной стадии. Чем больше времени проходит с начала политического транзита в России, тем больше возрастает зависимость от предыдущего этапа развития, и к тем большим политическим и социально-экономическим издержкам приводит незавершенная реформа бюрократии. Политическими факторами успешного продолжения институционализации государственной службы являются встраивание ее в стратегический курс президента страны, обеспечение поддержки реформы в среде самих государственных служащих и одноступенчатый характер реформы, позволяющий достичь цели в пределах одного президентского цикла.Ключевые слова: институт; государственная служба; институционализация; реформирование; эффективность
-