Журавлева Светлана Михайловна
E-mail: jurav27@yandex.ru
-
Евразийская цивилизационная идентичность как мировоззренческое основание нового объединения ЕвразииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2016. № 1. c.7-20
-
В статье анализируются отношения национально-культурного, гражданского и цивилизационного типов идентичности. Показывается своеобразие их взаимоотношений в России по сравнению с цивилизацией Запада. Для России в силу огромности ее пространств, специфического геополитического положения между Востоком и Западом, многонационального состава населения процессы коллективной самоидентификации всегда носили и носят исключительно сложный характер. Обосновывается тезис, что национально-культурная, гражданская и цивилизационная идентичности в России иерархически и непротиворечиво согласуются друг с другом. Более того, друг без друга каждый из этих типов идентичности не может быть ни целостно осмыслен, ни последовательно практически реализован. Также доказывается, что евразийская цивилизационная идентичность позволяет акцентировать позитивные, объединяющие людей и народы аспекты в процессах и культурно-национальной, и гражданской самоидентификации. На примере Алтайского региона показано, что евразийская цивилизационная идентичность позволяет сформировать адекватные представления также о региональной идентичности.Ключевые слова: национально-культурная идентичность; гражданская идентичность; евразийская идентичность; Россия; Евразия; Алтай; интеграция; региональная идентификация
-
-
Сибирь как стратегический регион цивилизационной трансформацииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 2. c.102-126
-
В статье используется цивилизационный подход в его диахроническом аспекте, рассматривающий развитие человеческой цивилизации в целом как последовательную смену различных типов глобального мироустройства. Обосновывается кризисный характер современной техногенно-потребительской цивилизации, связанный с ее ключевыми явными и неявными ценностными основаниями. Обрисовываются сущностные черты и линии становления нового типа цивилизации, которая получила название духовно-экологической. Анализируются уже идущие и только еще намечающиеся цивилизационные сдвиги в сфере культуры, политики и экономики. Выдвигается ключевой тезис о том, что становление новых цивилизационных отношений, как правило, носит точечный пространственный характер возникновения и эмбриональный период созревания. На роль одного из ключевых локусов при переходе к духовно-экологической цивилизации, по мнению авторов статьи, может претендовать Сибирский регион, в силу объективно присущих ему пространственных, природно-климатических, исторических и культурных особенностей. Особое значение в нынешней кризисной ситуации приобретает миротворческий и культурно-синтетический потенциал Сибири, лежащей на пересечении транспортных, энергетических и цивилизационных коридоров Большой Евразии. В заключении даются конкретные рекомендации по реализации сибирского духовно-экологического цивилизационного проекта.Ключевые слова: техногенно-потребительская цивилизация; духовно-экологическая цивилизация; Россия; Сибирь; Большая Евразия; сибирский локус цивилизационной трансформации; ресурсы цивилизационной трансформации
-