Писарский Игорь Владимирович
E-mail: kit02@mail.ru
-
Образ политического лидера в средствах массовой информации: динамика характеристик на фоне трансформационных процессов Российской ФедерацииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2024. № 3. c.105-120HTML102
-
В статье анализируются процессы формирования образа политического лидера на примере публикаций СМИ на русском языке за 2013–2024 гг. Были рассмотрены ключевые подходы к изучению образа лидера и описаны возможные формы репрезентации лидера в медиасреде. Анализ использования в СМИ понятий «государственность», «глобализм», «харизматичность», «моральность», «авторитаризм» при формировании образа лидера позволяет разработать психосемантическую типологию образов политического лидера, основанную на положительных или отрицательных коннотациях в описании указанных характеристик. Для формирования образа лидера СМИ чаще всего использовали понятие «государственность», с существенным отставанием за ним следует понятие «авторитаризм». Остальные характеристики встречаются значительно реже. Пик использования большинства из указанных характеристик при формировании образа лидера приходится на 2017–2019 гг., рост частотности в использовании слова «государственность» фиксируется начиная с 2015 г. Рост интереса к харизматичности и глобализму также наблюдается в 2020–2021 гг. Перечисленные характеристики нередко инструментализируются в СМИ, в результате чего моральность превращается в имиджевый ресурс для лидера, а харизматичность — в инструмент, дающий преимущества политическому лидеру популисту в конкурентной борьбе.Ключевые слова: образ лидера; образ политика; средства массовой информации; медиа; информационная политика
-