ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Образ политического лидера в средствах массовой информации: динамика характеристик на фоне трансформационных процессов Российской Федерации

Образ политического лидера в средствах массовой информации: динамика характеристик на фоне трансформационных процессов Российской Федерации

Аннотация

В статье анализируются процессы формирования образа политического лидера на примере публикаций СМИ на русском языке за 2013–2024 гг. Были рассмотрены ключевые подходы к изучению образа лидера и описаны возможные формы репрезентации лидера в медиасреде. Анализ использования в СМИ понятий «государственность», «глобализм», «харизматичность», «моральность», «авторитаризм» при формировании образа лидера позволяет разработать психосемантическую типологию образов политического лидера, основанную на положительных или отрицательных коннотациях в описании указанных характеристик. Для формирования образа лидера СМИ чаще всего использовали понятие «государственность», с существенным отставанием за ним следует понятие «авторитаризм». Остальные характеристики встречаются значительно реже. Пик использования большинства из указанных характеристик при формировании образа лидера приходится на 2017–2019 гг., рост частотности в использовании слова «государственность» фиксируется начиная с 2015 г. Рост интереса к харизматичности и глобализму также наблюдается в 2020–2021 гг. Перечисленные характеристики нередко инструментализируются в СМИ, в результате чего моральность превращается в имиджевый ресурс для лидера, а харизматичность — в инструмент, дающий преимущества политическому лидеру популисту в конкурентной борьбе.

Литература

Блохин И.Н. Политическое поведение личности в медиасреде // Гуманитарный вектор. 2013. № 3. С. 125–134.
Зелянская Н.Л. Медиаобраз политика: интернет-сообщество как агенс политической реальности // Политическая лингвистика. 2014. № 4. С. 120–126.
Зелянская Н.Л., Белоусов К.И., Сычев О.А., Галинская Т.Н. Семантическая организация кликбейт-заголовков и показатели активности интернет-пользователей // Медиалингвистика. 2023. Т. 10. № 1. С. 66–86.
Ибатуллина А.В. Межкультурные особенности феноменологии лидерства // Личность в современном мире: Сборник научных статей / Отв. ред. Р.А. Валиев. Вып. 2. Екатеринбург: Б.и., 2015. С. 45–53.
Константинова А.Н. Культурологический аспект в формировании имиджа политика // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее: Сборник научных статей 6-й Всероссийской научной конференции. В 3-х томах, Курск, 19–20 октября 2023 года / Отв. ред. А.А. Горохов. Т. 1. Курск: Университетская книга, 2023. С. 382–386.
Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992.
Малышкин К.Ю. Языковой портрет президента США Дональда Трампа в политическом дискурсе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 11. С. 133–136.
Муратова И.А. Имидж человека как текстуальная реальность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2–1. С. 117–120.
Петренко В.Ф., Гладких Н.Ю., Митина О.В. Психосемантический анализ восприятия политических лидеров (на материале выборки студентов из Южной Кореи) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 64–87.
Рогозинникова Ю.В. Образы президентов России и США в политической карикатуре // Политическая лингвистика. 2018. № 2. С. 87–100.
Рябова Т.Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской политике. Иваново: Ивановский государственный университет, 2008.
Селезнева А.В., Томаев А.Х. Молодежное политическое лидерство в фокусе политической психологии: концептуальные основания // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2023. № 2. С. 7–25.

Ключевые слова: образ лидера; образ политика; средства массовой информации; медиа; информационная политика

DOI Number: 10.55959/MSU0868-4871-12-2024-2-3-105-120

Доступно в on-line версии с: 15.06.2024

Для цитирования статьи
Номер 3, 2024