Муравицкая Маргарита Эдуардовна
E-mail: margaritamuravitskaya@gmail.com
-
Проблемы гражданской компетентности российских школьников: разработка теоретической моделиВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2023. № 2. c.39-59
-
Статья посвящена изучению процесса политической социализации российского школьника, в рамках которой формируется его гражданская компетентность. Гражданская компетентность включает в себя такие компоненты, как социально-политические знания, социальная активность, готовность брать на себя ответственность и патриотизм. В эмпирической части этой работы был проведен кластерный анализ на данных, полученных в ходе очного анкетирования (N=2610). В результате школьники были разделены на 3 кластера: «отличники-пессимисты», «хорошисты-патерналисты» и «двоечники-активисты». Более детальные характеристики кластеров были выявлены на основе данных, полученных в ходе интервью с участниками анкетирования (N=256). Анализ интервью показал, что единого подхода к повышению уровня гражданской компетентности школьников быть не может. «Отличники-пессимисты» нуждаются в образовательных технологиях, которые повышали бы вовлеченность этих ребят в мероприятия, имеющие общественную значимость. «Хорошисты-патерналисты» нуждаются в повышении уровня ответственности, а «двоечники-активисты» — в систематизации базовых знаний о социально-политической реальности России.Ключевые слова: школьники; политическая социализация; гражданская компетентность; молодежные исследования; политическая культура; кластерный анализ
-