ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Современные тенденции и перспективы информационного общества

Современные тенденции и перспективы информационного общества

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются основные критерии и признаки современного информационного общества. В первой части статьи показано, что динамика социальных изменений нарастает вслед за ускорением технического прогресса, а в самом динамично развивающемся информационном обществе можно выделить несколько характерных фаз: концептуализация, институционализация, реализация. Отмечается, что мы стоим на пороге инновационной лавины, которая будет все больше влиять на политический процесс, государственное управление и общественно-политическую деятельность. В этой связи выделяется семь основных мегатрендов и технологических драйверов, которые будут задавать дальнейший вектор развития информационного общества и четвертой промышленной революции. С одной стороны, эти мегатренды пока кажутся абстрактными и «штучными». С другой стороны, они становятся основой практических приложений и разработок, привлекая значительные инвестиции. К примеру, когда-то такие новшества, как фотография, телефон, телевизор также были эксклюзивными и доступными ограниченному кругу лиц, но со временем удешевление технологий способствовало их повсеместному и масштабному распространению. Автор приходит к выводу, что концепция информационного общества отчасти реализует своеобразную политическую программу, затрагивающую как национальные государства, так и все мировое сообщество.

Литература

Балацкий Е.В. Концепция текучей реальности З. Баумана и ее приложения // Общественные науки и современность. 2011. № 3. С. 134–146.
Бехманн Г. Концепции информационного общества и социальная роль информации // Политическая наука. 2008. № 2. С. 10–28.
Бодрийяр Ж., Ясперс К. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2014.
Бриньолфсон Э., Макафи Э. Вторая эра машин: Работа, прогресс и процветание в эпоху новейших технологий. М.: АСТ, 2017.
Булавин А.В. Информационное общество: эволюция, проблемы и критерии определения понятия // Центр и периферия. 2015. № 2. С. 51–57.
Володенков С.В. От информации к коммуникации: коммуникационные технологии в условиях современного постинформационного общества // Вестник Московского государственного областного университета: Электронный журнал. 2016. № 4. С. 1–10. URL: http://www.evestnik-mgou.ru/vi/Articles/View/782
Горелов А.А., Горелова Т.А. Образование в информационном обществе // Alma mater: (Вестник высшей школы). 2008. № 10. С. 43–46.
Евдокимов В.А. Системное искажение сообщений в постинформационном обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 1 (19). С. 121–128.
Костина А.В. Глобальное информационное общество: противоречия развития культуры // Культурологический журнал. 2010. № 2. URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/7.html&j_id=3
Костина А.В. О тенденциях развития культуры в информационном обществе // Труды Московского городского университета управления Правительства Москвы. М.: МГУУ Правительства Москвы, 2005. С. 133–157.
Костина А.В., Хорина Г.П. Образование как функциональная система: особенности проявления в различных типах общества // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 65–71.
Мойзес Н. Конец власти. От залов заседаний до полей сражений, от церкви до государства. Почему управлять сегодня нужно иначе. М.: АСТ, 2016.
Ракитов А.И. Постинформационное общество // Философские науки. 2016. № 12. С. 7–19.
Сорокин П.А. Влияние мобильности на человеческое поведение и психологию // Мониторинг общественного мнения. 2004. № 2 (70). С. 101–110.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.
Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Государственная политика развития информационного общества и роль других заинтересованных сторон // Информационное общество. 2016. № 4–5. С. 8–17.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Издательство «Э», 2017.
Goodwin T. The Battle Is for the Customer Interface // TechCrunch. 2015. March 3. URL: https://techcrunch.com/2015/03/03/in-the-age-of-disintermediation-the-battle-isall-for-the-customer-interface/
Moyers B. A World of Ideas: Conversations with Thoughtful Men and Women about American Life Today and the Ideas Shaping Our Future. New York: Doubleday, 1989.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: информационное общество; постинформационное общество; информационно-коммуникационные технологии; интернет; инновации; мегатренды

Доступно в on-line версии с: 15.12.2017

Для цитирования статьи
Номер 6, 2017