ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
«Свои» и «чужие»: образы зарубежных государств в контексте восприятия России ее гражданами

«Свои» и «чужие»: образы зарубежных государств в контексте восприятия России ее гражданами

Аннотация

В статье анализируются результаты исследования, проведенного в 2017–2018 гг. на кафедре социологии и психологии политики факультета поли- тологии МГУ имени М.В. Ломоносова. В рамках исследования анализировались особенности восприятия гражданами России зарубежных государств (стра- ны Западной Европы, БРИКС и постсоветского пространства). Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд выводов. Во-первых, вос- приятие целого ряда других стран — образы «значимого другого» — являются системообразующими структурами политического сознания россиян. Их важность и востребованность объясняется стремлением через обращение к «другим» более рельефно увидеть себя: культурно-историческую специфику России и российской национально-государственной идентичности. Во-вторых, в целом подтвердилась выдвинутая авторами гипотеза, что образы зару- бежных стран в сознании россиян формируются под определяющим влиянием общественно-политического дискурса: ситуативного фактора, транслирую- щего определенные смысловые шаблоны через различные массмедиа. В то же время влияние пролонгированных социокультурных и поколенческих факторов на систему представлений о зарубежной стране менее выражено. Наиболее выразительным примером такого влияния стала тотальная негативиза- ция образа Украины, ее транзит из категории «своих» в группу «чужих». В структуре восприятия россиянами других стран схема «свой — чужой» также занимает центральное положение. Государства, воспринимаемые как «свои» (например, Беларусь, Казахстан), априори наделяются более по- зитивными характеристиками. Указанные позитивные оценки, как правило, эмоциональны и довольно слабы с точки зрения когнитивного обоснования. То же самое характеризует и образы тех государств, которые рассматри- ваются россиянами как «союзники», условно «свои» (Бразилия, Китай). В то же время западные страны, рассматриваемые как «чужие», наделяются преимущественно негативными эмоциональными характеристиками.

Литература

  1. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Образ «врага» как фактор формирования на- циональной идентичности современной российской молодежи // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2007. № 3. С. 83–92. 
  2. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Трансформация национально-государствен- ной идентичности российской молодежи в постсоветский период: ценностные основания и символические репрезентации // Полития: Анализ. Хроник. Прогноз. 2017. № 4. С. 48–64. 
  3. Евгеньева Т.В., Титов В.В. Образ «врага» как инструмент формирования политической идентичности в сети Интернет: опыт современной России // Ин- формационные войны. 2014. № 4 (32). С. 22–26. 
  4. Нойман И. Использование другого: образы Востока в формировании евро- пейских идентичностей. М.: Новое издательство, 2004. 
  5. Путин 3.0.: общество и власть в новейшей истории России / Под ред. Е.Б. Ше- стопал. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2015. 
  6. Титов В.В. Политика памяти и формирование национально-государственной идентичности: российский опыт и новые тенденции. М.: Ваш формат, 2017. 
  7. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2008. 
  8. Шестопал Е.Б., Смулькина Н.В. Факторы восприятия постсоветских стран в современном обществе // Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 26–44.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: образы, образ страны, восприятие, свои и чужие, общественно-политический дискурс

Доступно в on-line версии с: 31.12.2020

Для цитирования статьи
Номер 2, 2018