Видеоигра “People Power” как средство подготовки организаторов кампании ненасильственной борьбы
Аннотация
Целью данной работы является оценка потенциала видеоигры “People Power” как средства подготовки гражданских активистов для развертыва- ния политических кампаний, предполагающих применение технологии нена- сильственной борьбы. Методология исследования построена на применении дескриптивного политического анализа. Теоретическая база работы — кон- цепция относительной депривации (Т.Р. Гарр), теория социальной идентич- ности (Г. Тэджфел и Дж. Тернер) и модель массового сознания (Д.В. Оль- шанский). Из анализа использования игры “People Power” следует, что как средство подготовки гражданских активистов для развертывания кампаний ненасильственной борьбы она обладает большим потенциалом. Вместе с тем “People Power” является интерактивным учебником, инструментом переформатирования сознания, средством рекрутирования гражданских активистов, потенциально способных образовать ядро протеста и создать основы для формирования постоянно функционирующего мозгового центра, направленного на усовершенствование технологии ненасильственной борьбы.
Литература
- Анохин М.Г., Бочанов М.А. Информационные технологии «цветных револю- ций» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2010. № 4. С. 78–85.
- Белянцев А.Е., Герштейн И.З. Образ страны через компьютерную игру: историко-политический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6. С. 279–283.
- Бондарев Н.С. Использование социальных сетей в политическом процессе общественно-политическими движениями в России // Вестник Российского уни- верситета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. № 4. С. 24–28.
- Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Формирование протестных установок в социальных сетях: компаративный анализ кейсов Украины (2013–2014 гг.) и Молдовы (2015–2016 гг.) // Война и революция: социальные про- цессы и катастрофы: Материалы Всероссийской научной конференции (г. Москва, 19–20 мая 2016 г.) / Под ред. А.Б. Ананченко. М.: МПГУ, 2016. С. 198–207.
- Вдовиченко С.С. Фреймовый анализ речевых актов в англоязычном дискурсе видеоигр (на материале видеоигры Dota 2) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 8–2. С. 27–31.
- Евгеньева Т.В., Титов В.В. Образ «врага» как инструмент формирования политической идентичности в сети Интернет: опыт современной России // Ин- формационные войны. 2014. № 4. С. 22–26.
- Желтов В.В., Желтов М.В. Интернет, протестные движения и арабская весна // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 1. С. 189–204. 109
- Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 105–120.
- Иглин Д.А. Видеоигры как технология политической коммуникации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 10. С. 52–54.
- Калмыков В.А. Видеоигры и патриотизм: виртуальные экстрасоциальные практики в формировании образа России // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востокове- дение. 2014. № 1. С. 296–301.
- Кьеза Д. О «цветных революциях» // Свободная мысль. 2016. № 4. С. 15–18.
- Макаренко С.И. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI в. СПб.: Наукоемкие технологии, 2017.
- Манойло А.В. Информационная война как угроза российской нации // Вестник Российской нации. 2016. Т. 6. № 6. С. 174–184.
- Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002.
- Пономарева Е. Cекреты «цветных революций» (продолжение) // Свободная мысль. 2012. № 3–4. С. 43–59.
- Сальникова Н.М. Индустрия компьютерных видеоигр как один из новейших сегментов рынка аудиовизуальной продукции в России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 5. С. 12–17.
- Сарна А.Я. Убить Бен Ладена. Компьютерные симуляции и виртуальная ре- альность новостей в современных СМИ // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3. С. 80–83.
- Станчик С.С. Роль Интернета в современных переворотах // Национальная безопасность. 2012. № 5. С. 67–72.
- Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»). М.: Русский биографический институт: Институт экономических стратегий, 2016.
- Федорченко С.Н. Манипулятивная сторона политического менеджмента: пример Украины // Вестник Российской нации. 2014. Т. 3. № 3. С. 214–223.
- Цыганков П.А. «Гибридная война»: политический дискурс и международная практика // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2015. № 4. С. 253–258.
- Яницкий О.Н. Cовременные войны: взгляд социолога // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 156–164.
- Handbook of Political Conflict: Theory and Research / Ed. T.R. Gurr. New York: The Free Press, 1980.
- Koesel K., Bunce V. Diff usion-Proofi ng: Russian and Chinese Responses to Waves of Popular Mobilizations against Authoritarian Rulers // Perspectives on Politics. 2013. Vol. 11. No. 3. P. 753–768.
- Polese A., Beacháin D.O. The Color Revolution Virus and Authoritarian Antidotes: Political Protest and Regime Counterattacks in Post-communist Spaces // Demokratizatsiya. 2011. Vol. 19. No. 2. P. 111–132.
- Pop-Eleches G., Robertson G. Information, Elections and Political Change // Comparative Politics. 2015. Vol. 47. No. 4. P. 459–495.
- Robertson G. Managing Society: Protest, Civil Society, and Regime in Putin’s Russia // Slavic Review. 2009. Vol. 68. No. 3. P. 528–547.
- Tajfel H., Turner J. The Social Identity Theory of Intergroup Behavior // Key Readings in Social Psychology / Eds. J.T. Jost and J. Sidanius. New York: Psychology Press, 2004. P. 276–293.
Ключевые слова: ненасильственная борьба, цветные революции, видео- игры, новые медиа, People Power
Доступно в on-line версии с: 31.12.2020
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная