ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Понятийное пространство современных медиаисследований: политологическое измерение

Понятийное пространство современных медиаисследований: политологическое измерение

Аннотация

Динамичное изменение реалий современного мира среди прочего привело к трансформации политической ресурсности массмедиа. Средства массовой информации обладают сегодня гораздо большим влиянием на политический процесс, чем это было еще в конце прошлого века. Серьезные изменения произошли как в механизмах функционирования прессы, так и в дискурсе, в рамках которого принято это рассматривать. В этой связи данная статья посвящена анализу терминов, которые за короткое время успели стать до- статочно популярными и востребованными, несмотря на то что являются относительно новыми для категориального корпуса политической коммуни- кативистики. Изучив содержание наиболее часто цитируемых в системе “Science Index” (РИНЦ) работ, в которых затрагивались данные сюжеты, автор вы- деляет основные смыслы, вкладываемые в понятия «постправда» и «фейк»; обозначает сходства и различия между дезинформацией и мисинформацией, верификацией и фактчекингом; формулирует конкретные способы противодействия манипуляционному воздействию массмедиа на аудиторию.

Литература

  1. Бейненсон В.А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности // Журналистика в системе альтернативных источников информации: Сборник материалов научной конференции кафедры журналистики, 14 марта 2017 г. / Отв. ред. О.Н. Савинова. Н. Новгород: Нижегородский государ- ственный университет имени Н.И. Лобачевского, 2017. C. 79–89. 
  2. Беляев Д. Разруха в головах. Информационная война против России. СПб.: Питер, 2015. 
  3. Борзова М.С. Роль фактчекинга в современной журналистике // Коммуни- кация в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.В. Тулупова. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2017. С. 5–7. 
  4. Володина Л.В. Post-truth как антитеза достоверности в медийном тексте // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. 2017. № 2. С. 57–62. 
  5. Жолудь Р.В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и послед- ствия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2018. № 3. С. 117–123. 
  6. Зорина Е.Г. Особенности постреальности и их влияние на политическое пространство // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2018. № 4. С. 91–98. 
  7. Иванова Е.А. Лингвистический феномен постправды в англоязычном поли- тическом дискурсе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 154–159. 
  8. Коновалов В.Н. Политология: Словарь. М.: РГУ. 2010. 
  9. Корнев М.С. Фактчекинг: 5 надежных способов проверить информацию // Журналист. 2015. № 5. С. 54–56. 
  10. Кошкарова Н.Н. Фейковые новости: креативное решение или мошенничество? // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 14–18. 
  11. Кошкарова Н.Н., Руженцева Н.Б. На пути к правде, ведущем ко лжи: феномен постправды в современной политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2019. № 1. С. 50–56. 
  12. Руженцева Н.Б., Кошкарова Н.Н. Политическая провокация: лингвистический комментарий недостоверных сообщений // Учимся понимать Россию: политическая и массмедийная коммуникация / Отв. ред. А.П. Чудинов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. С. 225–230. 
  13. Самошкин Е.А. Институты борьбы с дезинформацией и мисинформацией в СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2017. № 6. С. 176–190. 
  14. Соколова Д.В. Фактчекинг и верификация информации в российских СМИ: результаты опроса // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. № 4. С. 3–25. 
  15. Чугров С.В. Post-truth: трансформация политической реальности или само- разрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 42–59. 
  16. Gottfried J.A., Hardy B.W., Winneg K.M., Jamieson K.H. Did Fact Checking Matter in the 2012 Presidential Campaign? // American Behavioral Scientists. 2013. Vol. 57. No. 11. P. 1558–1567. 
  17. Lewandowsky S., Ecker U.K.H., Seifert C.M., Schwarz N. et al. Misinformation and Its Correction: Continued Infl uence and Successful Debiasing // Psychological Science in the Public Interest. 2012. Vol. 13. No. 3. P. 106–131. 
  18. Pariser E. The Filter Bubble: What the Internet Is Hiding from You. New York: Penguin Press, 2011. 
  19. Silverblatt A. Media Literacy and Critical Thinking // International Journal of Media and Information Literacy. 2018. Vol. 3. No. 2. P. 66–71. 
  20. Wintersieck A. Debating the Truth: The Impact of Fact-Checking During Electoral Debates // American Politics Research. 2017. Vol. 45. No. 2. P. 304–311. 
  21. Young D.G., Jamieson K.H., Poulsen S., Goldring A. Fact-Checking Eff ectiveness as a Function of Format and Tone: Evaluating FactCheck.org and FlackCheck.org // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2017. Vol. 95. No. 1. P. 49–75.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: массмедиа, постправда, фейк, дезинформация, фактчекинг, медийная грамотность

Доступно в on-line версии с: 31.12.2020

Для цитирования статьи
Номер 4, 2020