ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Буддизм махаяны и региональный политический порядок Северо-Восточной Азии

Буддизм махаяны и региональный политический порядок Северо-Восточной Азии

Аннотация

В представленной статье автором предпринята попытка рассмотреть процесс формирования регионального политического порядка в XVII–XX вв. на территориях, чье население придерживалось и придерживается традиций буддизма течения махаяны. Исследуя процесс становления государствен- ности в Бутане, Тибете и Халха-Монголии, автор прослеживает влияние буддизма на формирование государственных институтов и определение места в нем главы государства — монарха. Делается промежуточный вы- вод о том, что, в отличие от традиции Тхеравады, монарх мог выполнять и роль главы государства, и функции духовного лидера. Особенно рациональным это выглядело в Тибете, которым с середины XVII в. управляли далай-ламы. Институт далай-лам, возникший в школе Гелуг, предполагал воплощение в них бодхисатвы сострадания Авалокетишвары, что органично вписывалось в концепцию теократической власти. Одновременно с этим и в Бутане, и в Тибете создавалась и гражданская администрация с соответствующими ее статусу полномочиями. Процесс передачи верховной власти был связан с реинкарнацией, что вызывало в дальнейшем серьезные проблемы и порождало политические кризисы. Ста- билизация и достижение пика могущества тибетской государственности связаны с именем Далай-ламы XIII, который, будучи в бегах от нашествия британский войск, в течение 2 лет скрывался в Халха-Монголии и тем самым обеспечил легитимность на верховную власть Богдо-гэгэна VIII, ставшего после крушения империи Цин последним великим ханом Монголии. В 1912 г. между двумя монархами был заключен договор, а тенденции господства буддизма в регионе не только в духовной, но и в светской сфере получили наименование панбуддизма. Приводятся данные о политиях, которые не по- лучили полноценного развития: о Кудунском государстве в пределах одного из бурятский аймаков в 1919 г. и о теократическом движении в хорчинских землях Внутренней Монголии в 1930-е гг. В заключении делается вывод о том, что при значительном охвате на- селения буддизм не стал той движущей силой, которая составила бы кон- куренцию двум ведущим державам региона — Советской России и Японской империи, имеющим более радикальные взгляды на политический порядок в регионе и располагающим более эффективными инструментами для его конструирования.

Литература

  1. Андреев А.И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета; Нартанг, 2006. 
  2. Бирн Ф.Д. Короли и верховные правители Ирландии. СПб.: Евразия, 2006. 
  3. Дамдинов А.В. Агван Доржиев: политический, общественный и религиозный деятель: Дисс. … канд. ист. наук. Иркутск, 1996. 
  4. Златкин И.Я. Очерки новой и новейшей истории Монголии. М.: Наука. 1957. 
  5. Кузьмин С.Л. Концепция великоханской власти и теократическая государ- ственность Монголии в ХХ веке // Научный диалог. 2016. № 9. С. 136–148. 
  6. Кычанов Е.И., Мельниченко Б.Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература, 2005. 
  7. Позднеев А.М. Ургинские хутухты. Исторический очерк их прошлого и со- временного быта. СПб.: Тип. братьев Пантелеевых, 1880. 
  8. Россия и Тибет: Сборник русских архивных документов, 1900–1914 / Отв. ред. Е.А. Белов. М.: Восточная литература, 2005. 
  9. Системная история международных отношений, 1918–2000: События и до- кументы: В 4-х т. / Под ред. А.Д. Богатурова. Т. 1: События 1918–1945. М.: Мос- ковский рабочий, 2000. 
  10. Цыремпилов Н.В. Конституционная буддийская теократия Лубсан-Самдан Цыденова (1918-1922): основной закон и структура государства // Eurasia: Statum et Legem (Евразия: государство и право). 2015. № 1. С. 61–70. 
  11. Barkmann U.B. Geschichte der Mongolei, oder Die “Mongolische Frage.” Die Mongolen auf ihrem Weg zum eigenen Nationalstaat. Bonn: Bouvier, 1999. 
  12. Batsaihan O. The Last Emperor of Mongolia Bogdo Jebtsundamba Khutukhtu. The Life and Legend. Ulaanbaatar: Admon, 2011. 
  13. Croner D. Guide to Locales Connected with the Life of Zanabazar: The First Bogd Gegeen of Mongolia. Ulaan Baatar: Polar Star Press, 2006. 
  14. Dorji L. The Wangchuck Dynasty: 100 Years of Enlightened Monarchy. Thimphu: The Centre for Bhutan Studies, 2008. 
  15. Dulaney A.G., Cusack D.M., Van Walt van Praag M. The Case Concerning Tibet: Tibet’s Sovereignty and the Tibetan People’s Right to Self-determination. New Delhi: Tibetan Parliamentary & Policy Research Centre, 1998. 
  16. Ferrero M. The Rise and Demise of Theocracy: Theory and Some Evidence // Public Choice. 2013. Vol. 156. No. 3–4. P. 723–750. 
  17. Givel M., Figueroa L. Early Happiness Policy as a Government Mission of Bhutan: A Survey of the Bhutanese Unwritten Constitution from 1619 to 1729 // Journal of Bhutan Studies. 2014. Vol. 31. No. 1. P. 1–21. 
  18. Kellam A. Foreign Devils: Law’s Imperial Discourse and the Status of Tibet: PhD Thesis. London: SOAS University of London, 2013. 
  19. Mathou T. Bhutan: Political Reform in a Buddhist Monarchy // Journal of Bhutan Studies. 1999. Vol. 1. No. 1. P. 114–144. 
  20. Rupen R. How Mongolia Is Really Ruled: A Political History of the Mongolian People’s Republic, 1900–1978. Stanford: Hoover Institution Press, 1979. 
  21. Schonthal B. Formations of Buddhist Constitutionalism in South and Southeast Asia // International Journal of Constitutional Law. 2017. Vol. 15. No. 3. P. 705–733. 
  22. The Question of Tibet and the Rule of Law / Commission Internationale de Juristes. Geneve: International Commission of Jurists, 1959. 
  23. Ujeed U.B. Indigenous Eff orts and Dimensions of Mongolian Buddhism. Exemplifi ed by the Mergen Tradition: PhD Thesis. London: SOAS University of London, 2009.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: буддизм; политический порядок; Северо-Восточная Азия; Монголия; Тибет; государственное строительство; национальное строительство; национальное государство; сангха; теократия

Доступно в on-line версии с: 31.12.2020

Для цитирования статьи
Номер 2, 2020