ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Медиатизация молодежи как фактор сокращения политического участия в современных демократиях

Медиатизация молодежи как фактор сокращения политического участия в современных демократиях

Аннотация

Современные западные демократии подвержены глубоким социокультур ным изменениям, которые отражаются в значительном спаде электоральной активности, партийного членства и сокращения политического участия в целом за последние 30–40 лет. В наибольшей степени это обусловлено ме диатизацией молодежи — главного потребителя медиа и самой активной части общества. Медиа формируют ощущение вовлеченности в имитируемый политический процесс, но зачастую препятствуют политической социализа ции молодежи и отстраняют ее от осуществления реальных действий. Это приводит к замещению деятельности в рамках традиционных политических институтов (политическое участие) медиазависимыми формами активности, начиная от демонстраций и флешмобов и заканчивая псевдодискуссиями в социальных медиа. Доминирование медиакоммуникаций в повседневном обще нии приводит к сокращению объема реальных социальных интеракций, недо статку социального капитала в обществе и таким образом отражается на состоянии гражданской и политической активности.

Литература

1. Горшков М., Шереги Ф. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010. [Gorshkov M., Sheregi F. Molodezh’ Rossii: sociologicheskij portret. M., 2010.]
2. Каширских О. Политические партии Германии в контексте модернизации политической коммуникации // ПОЛИС. 2009. № 2. [Kashirskih O. Politicheskie partii Germanii v kontekste modernizacii politicheskoj kommunikacii // POLIS. 2009. № 2.]
3. Манен Б. Принципы представительного правления / Пер. с англ. Е.Н. Рощина; Науч. ред. О.В. Хархордин. СПб., 2011. [Manen B. Principy predstavitel’nogo pravlenija / Per. s angl. E.N. Roshhina; Nauch. red. O.V. Harhordin. SPb., 2011.]
4. Охана Я. Молодежь в России: Доклад ООН. М., 2010. [Ohana Ja. Molodezh’ v Rossii: Doklad OON. M., 2010.]
5. Хархордин О., Алапуро Р., Бычкова О. Инфраструктура свободы: общие вещи и res publica. СПб., 2013. [Harhordin O., Alapuro R., Bychkova O. Infrastruktura svobody: obshhie veshhi i res publica. SPb., 2013.]
6. Alexander J. The Paradoxes of Civil Society // Intern. Sociology. 1997. Vol. 12. N 2. June.
7. Castells M. The Power of Identity: The Information Age: Economy, Society, and Culture. 2nd еd. Chichester, 2009.
8. Christensen H.S. Simply slacktivism? Internet participation in Finland // eJournal of eDemocracy and Open Government (JeDEM). 2012. Vol. 4. N 1.
9. Couldry N. Mediatization or mediation? Alternative understandings of the emergent space of digital storytelling // New Media Society. 2008. Vol. 10. N 3.
10. MediaSpace: place, scale, and culture in a media age / Ed. N. Couldry, A. McCarthy. L., 2004.
11. Esser F., Vreese C. de. Comparing Young Voters’ Political Engagement in the United States and Europe // Amer. Behav. Sci. 2007. Vol. 50. N 9.
12. EU Youth Report: [Status of the situation of young people in the European Union], 10.9.2012. Brussels, 2013. URL: http://bookshop.europa.eu/en/eu-youthreport-pbNC3212410/
13. Grusec J., Hastings P. Handbook of socialization: theory and research. N.Y., 2007.
14. Henn M., Weinstein M., Hodgkinson S. Social Capital and Political Participation: Understanding the Dynamics of Young People’s Political Disengagement in Contemporary Britain // Social Policy and Society. 2007. Vol. 6. N 4.
15. Hoikkala T. The diversity of youth citizenships in the European Union // Young. 2009. Vol. 17. N 1.
16. Inglehart R., Catterberg G. Trends in Political Action: The Developmental Trend and the Post-Honeymoon Decline // Intern. Journal of Comparative Sociology. 2002. Vol. 3–5. N 43.
17. Leonard L. The Environmental Movement in Ireland. Dordrecht, 2008.
18. Lister M., Dovey J. New Media: a critical introduction. 2nd ed. L.; N.Y., 2009.
19. McNair B. An introduction to political communication. 3rd ed. L.; N.Y, 2003.
20. Norris P. Young People and Political Activism: From the Politics of Loyalties to the Politics of Choice? // Young people and democratic institutions: from disillusionment to participation: Council of Europe Symposium, Strasbourg, 27–28th November 2003. Brussels, Belgium, 2003. URL: http://www.hks.harvard.edu/fs/ pnorris/Acrobat/COE%20Young%20People%20and%20Political%20Activism.pdf
21. Environmentalism: Critical Concepts. Vol. 3 / Ed. D. Pepper, F. Webster, G. Revill. L., 2003.
22. Przeworski A. Sustainable democracy. 2nd ed. Cambridge, 1995.
23. Przeworski A. Constraints and Choices: Electoral Participation in Historical Perspective // Comparative Political Studies. 2009. Vol. 42. N 1.
24. Putnam R. Making Democracy Work. Princeton, 2002.
25. Scarrow S., Gezgor B. Declining memberships, changing members? European political party members in a new era // Party Politics. 2010. Vol. 16. N 1.
26. Shirky C. Here Comes Everybody: the power of organizing without organizations. N.Y., 2009.
27. Sigman A. Well connected? The biological implications of ‘social networking’ // Biologist. 2009. Vol. 56. N 1.
28. Thomson I. The Theory That Won’t Die: From Mass Society to the Decline of Social Capital // Sociological Forum. 2005. Vol. 20. N 3.
29. Tilly С. Democracy. Cambridge, 2007.
30. Vahlberg V. Fitting into their lives: A survey of three studies about youth media usage. Arlington, 2010. URL: http://www.americanpressinstitute.org/wpcontent/uploads/2013/09/NIE_Fitting_into_their_lives.pdf
31. Verba S., Schlozman K., Brady H. Voice and equality: civic voluntarism in American politics. Cambridge, 1995.
32. Voogt R., Saris W. To Participate or Not to Participate: The Link Between Survey Participation, Electoral Participation, and Political Interest // Political Analysis. 2003. Vol. 11. N 2.
33. Whiteley P. Is the party over? The decline of party activism and membership across the democratic world // Party Politics. 2011. Vol. 17. N 1.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: политическое участие; медиа; молодежь; социальный капитал

Доступно в on-line версии с: 15.12.2013

Для цитирования статьи
Номер 6, 2013