ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Образы массмедиа как фактор формирования социальной и политической идентичности российской молодежи

Образы массмедиа как фактор формирования социальной и политической идентичности российской молодежи

Аннотация

Традиционные институты социализации изменились. Если раньше эту функцию выполняли семья, школа, вуз, трудовой коллектив, то сегодня все большую роль играют средства массовой коммуникации, причем в большей мере — визуальные: кино, телевидение, видеоролики из Интернета, поскольку они позволяют человеку актуализировать одновременно два аттитюда — на объект и на ситуацию. Таким образом, именно современные визуальные масс медиа представляют собой конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социально-политической реальности. Идентификация в ситуации власти информационных технологий и средств массовой коммуникации становится центральной и повседневной проблемой для каждого. Эмпирическое исследование (анкетирование, фокус-группы), проведенное автором в 2008 г. по заказу Совета по информационной политике при Президенте РФ совместно с социологической службой ВГТРК, позволило проанализировать механизм воздействия социокультурных символов, поставляемых современными масс медиа, на процессы формирования социальной и политической идентичности у российской молодежи в возрасте 14–25 лет.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006. [Andreeva G.M. Social’naja psihologija. M., 2006.]
2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978. [Bobneva M.I. Social’nye normy i reguljacija social’nogo povedenija. M., 1978.]
3. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Избр. труды. М., 2001. [Durkheim E. O razdelenii obshhestvennogo truda // Izbrannye trudy. M., 2001.]
4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994. [Zinchenko V.P., Morgunov E.B. Chelovek razvivajushhijsja. M., 1994.]
5. Пиаже Ж.-П., Инельдер Б. Память и интеллект. М., 1969. [Piazhe Zh.-P., Inel’der B. Pamjat’ i intellekt. M., 1969.]
6. Moscovici S. Social Influence and Social Change. L., 1976. 
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: социальная и политическая идентичность; идентификация; политическая социализация; менталитет; картина мира; социокультурные символы

Доступно в on-line версии с: 15.12.2013

Для цитирования статьи
Номер 6, 2013