ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Публичная дипломатия: эволюция концепта в политической науке

Публичная дипломатия: эволюция концепта в политической науке

Аннотация

В статье прослеживается развитие концепта «публичная дипломатия» от его первых упоминаний как синонима вежливости, открытой и честной дипломатии до разработки научных подходов к исследованию публичной ди пломатии. Основные этапы его использования связаны с мировыми полити ческими процессами. Наиболее заметное влияние оказала «холодная война» и последовавшие за ней изменения системы международных отношений. В ходе этих изменений взгляд на публичную дипломатию как инструмент пропаганды сменился научным анализом этого концепта, в том числе в связи с междуна родным сотрудничеством и кооперацией. В современной политической науке можно выделить несколько подходов к изучению публичной дипломатии и ее компонентов. Они обусловлены воз никновением концептов «мягкой силы», «умной силы», «национального брен динга», а также тесным междисциплинарным взаимодействием публичной дипломатии, политологии, социологии, маркетинга, связей с общественно стью и информационных технологий. Статья акцентирует внимание на различных представлениях о публичной дипломатии, сложившихся в рамках этих подходов.

Литература

Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 25. С. 63-73.
Кубышкин А.И., Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2013.
Трибрат В. «Мягкая безопасность» по Джозефу Наю // Международные процессы. 2005. Т. 3. № 1. С. 117-120.
A Smarter, More Secure America: Report of the Commission on Smart Power, Center for Strategic and International Studies / Cochairs J. Nye, R.S. Armitage. 2007. November 6. URL: http://csis.org/files/media/csis/pubs/071106_csissmartpowerreport.pdf.  
Castells M. The New Public Sphere: Global Civil Society, Communication Networks, and Global Governance // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. No. 1. P. 78-93.
Cull N.J. The Long Road to Public Diplomacy 2.0: The Internet in U.S. Public Diplomacy // International Studies Review. 2013. Vol. 15. No. 1. P. 123-139.
Dale H.C. Public Diplomacy 2.0: Where the U.S. Government Meets "New Media" // Backgrounder. 2009. December 8. No. 2346. P. 1-11. URL: http://s3.amazonaws.com/ thf_media/2009/pdf/bg2346.pdf.
Gilboa E. Diplomacy in the Media Age: Three models of Uses and Effects // Diplomacy and Statecraft. 2001. Vol. 12. No. 2. P. 1-28.
Crocker C.A., Hampson F.O., Aall P.R. Leashing the Dogs of War: Confl ict Management in a Divided World. Washington: United States Institution of Peace Press, 2007.
International Communication and the New Diplomacy / Ed. A.S. Hoffman. Bloomington: Indiana University Press, 1968.
Kelley J.R. Between «Take-offs» and «Crash Landings»: Situational Aspects of Public Diplomacy // Routledge Handbook of Public Diplomacy / Ed. N. Snow, P.M. Taylor. New York: Rougledge, 2009. P. 74.
Leonard M., Stead C., Smewing C. Public Diplomacy. London: The Foreign Policy Centre, 2002.
Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books, 1990.
Nye J. Get Smart: Combining Hard and Soft Power // Foreign Affairs. 2012. Vol. No. 4. P. 160-163.
Nye J. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs Group, 2004.
Riordan S. Dialogue-based Public Diplomacy: a New Foreign Policy Paradigm? 2004. November. (Discussion Papers in Diplomacy; No. 95). URL: http://www.clingendael.nl/sites/default/files/20041100_cli_paper_dip_issue95.pdf.
Signitzer B., Coombs T. Public Relations and Public Diplomacy: Conceptual Convergences // Public Relations Review. 1992. Vol. 18. P. 137-147.
Szondi G. Public Diplomacy and Nation Branding: Conceptual Similarities and Differences. 2008. October. (Discussion Papers in Diplomacy; No. 112). P. 15. URL: http:// www.clingendael.nl/sites/default/files/20081022_pap_in_dip_nation_branding.pdf.
What is Public Diplomacy? // United States Information Agency Alumni Association. Updated September 1, 2002. URL: http://www.publicdiplomacy.org/1.htm.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: публичная дипломатия; международные отношения; политическая наука; культурная экспансия; национальный брендинг

Доступно в on-line версии с: 15.01.2015

Для цитирования статьи
Номер 1, 2015