Ширинянц Александр Андреевич

-
Владимир Иванович ЛаманскийВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2001. № 1. c.94-119
-
-
Михаил Петрович ПогодинВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2001. № 4. c.60-81
-
-
Николай Иванович КостомаровВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2004. № 4. c.94-112
-
-
История политических учений РоссииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2004. № 5. c.5-37
-
-
Михаил Никифорович КатковВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2004. № 6. c.76-92
-
-
Михаил Осипович Коялович (1828-1891)Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2005. № 5. c.70-73
-
-
Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции (опыт пореформенной России XIX в.)Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 2. c.5-22
-
-
Кафедра истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: этапы становленияВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 4. c.3-7
-
-
Хранительство как основание консервативной политической культуры интеллигенции (опыт пореформенной России XIX в.): концепция русской монархииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 4. c.69-87
-
-
Программа интернационального братства М.А. БакунинаВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2006. № 5. c.43-45
-
-
М. П. Погодин и поиски русской национальной идеи. 1830-1840-е гг.Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2007. № 1. c.18-31
-
-
П.Л. Лавров о государстве и социализмеВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2007. № 4. c.59-62
-
-
Идеалы и политика: монархическая государственность Л. А. ТихомироваВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2008. № 6. c.45-50
-
-
Политология как история идей: материалы круглого столаВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 4. c.65-81
-
16 апреля 2009 г. на факультете политологии в рамках ежегодной научной конференции "Ломоносовские чтения" на подсекции "История социально-политической науки" проводился круглый стол "Политология как история идей". Участники круглого стола обсуждали вопросы о месте и роли истории социально-политических учений в структуре политической науки. В дискуссии принимали участие канд. ист. наук, доц. К.М. Андерсон (факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, kiranderson@mail.ru ), д-р полит. наук, проф. В.Н. Ватыль (Гродненский государственный университет имени Я. Купалы, v.vatyl@grsu.by), канд. полит. наук В.А. Вархотова (факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, veralexa@gmail.com ), Б.Н. Каримов (факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, bkaripov@yandex.ru ), канд. полит. наук А.В. Мырикова (факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, an_my@mail.ru ), д-р ист. наук С.В. Перевезенцев (секретарь Союза писателей России, serp@formatek.ru ), канд. филос. наук, проф. А.А. Чанышев (Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД России), д-р полит. наук, проф. А.А. Ширинянц (факультет политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, jants@mail.ru ). Тезисы выступлений участников дискуссии мы публикуем на страницах нашего журнала.Ключевые слова: политическая наука; основания политической науки; методы политической науки; история политических учений; преподавание истории социально-политических учений; объект и предмет истории социально-политических учений
-
-
Социально-политические воззрения К. С. Аксакова (биобиблиографический очерк). Статья перваяВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2010. № 2. c.36-49
-
Статья является первой из посвященных социально-политическим воззрениям известного славянофила К.С. Аксакова. В ней представлена творческая биография и показан процесс духовного становления мыслителя, для которого были характерны критика западной цивилизации и защита России, апология православия, неприятие преобразований Петра I. Важное место в социально-политическом творчестве К.С. Аксакова занимает его учение о государстве и власти.Ключевые слова: Россия; Запад; славянофильство; православие; государство; власть
-
-
Генезис проблемы правового социализма в творчестве С. И. Гессена ("Политическая свобода и социализм", 1917 г. )Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2011. № 1. c.3-13
-
Статья посвящена социально-политическому творчеству одного из теоретиков "социального либерализма" Сергея Иосифовича Гессена (1887-1950), разработавшего оригинальную концепцию генезиса и развития идей современного правового государства.Ключевые слова: русский либерализм; С.И. Гессен; правовое государство; социализм
-
-
Русское общество и политика в XIX веке: революционный нигилизмВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2012. № 1. c.38-49
-
В статье рассматривается бытование термина «нигилизм» в европейской и российской мысли. Основное внимание уделяется процессу становления российского нигилизма во второй половине XIX в. и конкретизации этого понятия в России.Ключевые слова: русский интеллигентский радикализм; нигилизм
-
-
Интеллигенция в политической истории XIX в.Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2012. № 4. c.38-54
-
В статье рассматривается этимология слова "интеллигенция" и специфика его употребления в XIX - начале ХХ в. На основе сравнения интеллигенции и образованной среды определяются особенности формирования мировоззрения и мировосприятия российской интеллигенции и ее роль в политической истории этого периода.Ключевые слова: политическая история; интеллигенция; интеллектуал; образованная среда; нигилизм
-
-
Социально-политические воззрения К. С. Аксакова (биоблиографический очерк). Статья втораяВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2013. № 4. c.109-124
-
В статье представлена творческая биография К.С. Аксакова, показан процесс духовного становления мыслителя, для которого были характерны критика западной цивилизации и защита России, апология православия, не приятие преобразований Петра. Важное место в социально-политическом творчестве К.С. Аксакова занимает его учение о государстве и власти.Ключевые слова: К.С. Аксаков; Россия; Запад; славянофильство; православие; государство; власть
-
-
Политическая текстология как наука и учебная дисциплина: материалы круглого столаВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2014. № 4. c.110-136
-
31 октября 2013 г. на факультете политологии МГУ имени М.В. Ломоно сова в рамках международной научной конференции «Политика в текстах - тексты в политике: Наука истории идей и учений» прошел круглый стол «Политическая текстология как наука и учебная дисциплина». В дискуссии приняли участие К.М. Андерсон, Ю.Д. Артамонова, О.Ю. Бойцова, В.А. Вархо това, В.А. Гуторов, Д.В. Ермашов, А.А. Зоткин, И.А. Козиков, Б.С. Котов, Н.П. Мартыненко, А.В. Мырикова, С.В. Перевезенцев, Б.А. Прокудин, Н.Р. Сетов, О.Е. Пучнина, А.А. Чанышев, А.А. Ширинянц. В докладах выступавшие затрагивали, во-первых, проблемы, касающиеся определения понятия «текст», выявления места и предмета политической текстологии как науки и учебной дисциплины; во-вторых, проблемы специфики методов текстологического анализа; наконец, содержания, значения и целей политической текстологии как учебной дисциплины.Ключевые слова: история социально-политических учений; политическая текстология; текстологический анализ
-
-
"Консерватор": слово и смыслы в русской социально-политической мыслиВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2015. № 6. c.112-124
-
В статье рассмотрены основные случаи употребления слов «консерватор», «консерватизм», «консервативный», которые во второй половине XIX в. обрели политические коннотации. Этими понятиями стали обозначать по литические явления и процессы, антилиберальные, антисоциалистические по своему характеру. Одни русские мыслители считали, что обозначаемые этими терминами явления свойственны только западному общественному строю. Другие были уверены в том, что Россия проникнута консервативным духом, а русский народ - стихийный консерватор. Одни делали акцент на негативных оценках консерватизма, объявляли консерваторов противниками перемен, защитниками всего отжившего, закоснелого, адептами существующего по рядка, обвиняли их в близости к власти и правительственной бюрократии. Другие аргументировали связь консерватизма и прогресса в реальной политике, подчеркивали противоположность консерватизма радикализму и революционности, отстаивали идею сохранения исторических начал общества и государства. Последние сформировали истинный «хранительный» смысл слова «консерватор» для обозначения человека, который, с одной стороны, исключает возможность отрицания существующего общественного строя и, с другой, - не приемлет реакционных порывов и вожделений, направленных на возрождение прошлого.Ключевые слова: консерватизм; хранительство; русская социально-политическая мысль XIX века
-
-
Уроки либеральной катастрофы 1917 г.: Государственный Совет Российской империи в годы Первой мировой войныВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2022. № 1. c.51-65
-
Статья основана на стенограммах заседаний Государственного Совета Российской империи 1914−1917 гг., анализ которых показывает, что в подготовку катастрофы 1917 г., когда империя перестала существовать, а страна, непобежденная противником на полях сражений, оказалась в числе проигравших войну, внесли свой «вклад» члены верхней палаты российского парламента, которые, ориентируясь на «общественное мнение», на «прогрессивную общественность» и преследуя партикулярные интересы, создали оппозицию правительству в Государственном Совете. Даже в экстремальной ситуации они продолжали формально выполнять требования регламента и отказывались обсуждать насущные политические проблемы, а многие из них, выйдя на трибуну, занимались не решением государственных проблем, а самопрезентацией, заигрывали с либеральной общественностью, пресмыкались перед «общественным мнением», ею выражаемым. Таким образом, партикуляризм, оппозиционность правительству, формализм Государственного Совета Российской империи, отсутствие своевременной реакции на текущую политическую обстановку свели роль верхней палаты российского парламента в политике к нулю, привели страну к катастрофе.Ключевые слова: Государственный Совет Российской империи; Первая мировая война; Февральская революция 1917 г.
-
-
Концепция справедливого общества А.М. Ковалева в контексте современных политико-философских дискуссийВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2023. № 3. c.7-31
-
В современном политико-теоретическом дискурсе понятие «справедливое общество» обычно воспринимается как нормативная идея, выражающая представление о том, каким общество «должно быть». В наши дни социальная справедливость как политический лозунг становится все более универсальным требованием, предъявляемым общественными движениями, политическими партиями и группами к способу организации и функционирования социума. При всех ее разнообразных трактовках она неотделима от других родственных понятий, таких как равенство, свобода и ряд других. Она также представляет собой проекцию различных концепций справедливости на социальные отношения в отдельных странах, регионах и, наконец, во всем мире («глобальная справедливость» в масштабах всего человечества). Сравнительный анализ концепции справедливого общества А.М. Ковалева и основных тенденций интерпретации этой идеи в современной западной социально-политической теории свидетельствует о том, что методология, разработанная выдающимся российским ученым, по праву может рассматриваться как одна из наиболее перспективных. Еe отличительной особенностью является творческая трактовка комплекса представлений о справедливом обществе, восходящих к ранним произведениям К. Маркса. Она сочетается с аналитикой идей западноевропейского Просвещения, философии И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и И.Г. Фихте, эволюции социальной философии Франкфуртской школы и других не менее влиятельных направлений современной политической теории (Р. Арон и др.). Анализ современных политических теорий свидетельствует о том, что диада «справедливость / государство» составляет онтологическое ядро политико-философского дискурса, в структуре которого идеи марксизма играют далеко не последнюю роль. В теории справедливого общества А.М. Ковалева обозначенные выше оценки эвристического потенциала марксизма обретают дополнительные стимулы, открывая путь к новым творческим дискуссиям. Данное исследование приурочено к 100-летию со дня рождения А.М. Ковалева.Ключевые слова: А.М. Ковалев; справедливое общество; философия; марксизм; политическая теория; социальная справедливость; универсализм; историческая традиция; сравнительный анализ
-
-
«Русское хранительство»: к истории разработки концепцииВестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2024. № 6. c.24-37HTML130
-
В статье излагается история разработки в Московском государственном университете концепции «русского хранительства» как особого направления консервативной мысли России, дается определение понятия «хранительство», характеристика генезиса «русского хранительства» в XI–XVIII вв. Выдвинуто положение о том, что «хранительство» шире политического консерватизма, так как включает идею патриотизма, защиты традиционных ценностей и традиционной духовности, национального исторического опыта, национальной культуры, языка, веры, а «русское хранительство» это патриотическое, национально-консервативное, близкое традиционализму течение русской общественно-политической мысли. Показано, что в XI–XVII вв. интересы государства и православия, защита Земли и Церкви, другими словами, политическое и религиозное неразрывно связаны, а главным качеством правителя считалась благочестивость. В XVIII в. во главу угла ставится уже не только благочестие государя, но и благо всего общества и величие государства. Именно они становятся объектами «хранения».Ключевые слова: русская социально-политическая мысль; русский консерватизм; «русское хранительство»; кафедра истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова
-
- Назад
- 1
- Вперед
- Страницы