ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Виртуальная идентичность в социальных сетях и видеоблогах: обзор политического контента в Tiktok

Виртуальная идентичность в социальных сетях и видеоблогах: обзор политического контента в Tiktok

Аннотация

В статье исследуются структурные компоненты медиадискурса российской политики, которые связаны с конструированием множественных виртуальных идентичностей, основанных на репрезентируемых в онлайн-пространстве ценностных сценариях. В исследовании подчеркивается значимость политического видеоконтента в социальных сетях для формирования устойчивых поведенческих установок в молодежной среде, которая потребляет информацию преимущественно из интернет-источников. Видеоблоги анализируются не только как неотъемлемая часть процесса гражданской мобилизации, но и как эффективный канал коммуникации политических элит с представителями гражданских сообществ. Авторы актуализируют конструкт политической идентичности в контексте категоризации онлайн-пространства и совершают попытку теоретического фреймирования политологических и социологических исследований виртуальной идентичности. Доказывается, что процесс работы с идентичностью в виртуальной среде предполагает конкуренцию смыслов и отсутствие обязательной привязки к реальной идентичности индивида или сообщества. Представлены результаты качественного контент-анализа политического сегмента медиаплатформы TikTok в дискурсе инструментализации идентичности в Сети. Выделены ключевые векторы и стратегии репрезентации политических партий, а так-же основные ориентации авторов политического контента. Выработаны рекомендации по повышению эффективности продвижения политических акторов и их символической повестки в виртуальной среде.

Литература

Белов С.И. Видеоигры с историческим сюжетом как фактор генерациии эрозии ингруппового фаворитизма россиян // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 3. С. 35–47.
Бондаренко С.В. Политическая идентичность в киберпространстве // Политическая наука. 2005. № 3. С. 76–92.
Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
Волков Д., Гончаров С., Парамонова А., Левен Д. Медиаландшафт-2021: использование и доверие // Левада-центр. 2021. 5 августа. URL:https://www.levada.ru/2021/08/05/rossijskij-medialandshaft-2021/
Выровцева Е.В. Комическая стратегия в медиадискурсе YouTube-канала «Редакция» // Медиалингвистика. Вып. 8: Язык в координатах массмедиа: Материалы V Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 30 июня — 2 июля 2021 г.) / Отв. ред. А.А. Малышев. СПб.: Медиапапир, 2021. С. 101–104.
Гигаури Д.И., Гуторов В.А., Ширинянц А.А. YouTube-блогеры как лидеры общественного мнения молодежи: новые технологии формирования идентичности в виртуальном пространстве // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2019. № 3. С. 51–58.
Гришаева Е.И. Социология в блогосфере: методы сбора и репрезентативность полученных данных, исследовательская этика // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. № 1. С. 48–54.
Жаде З.А., Ляушева С.А. Новые тенденции в исследовании сетевой идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 10–14.
Касамара В.А., Сорокина А.А., Шилина А.Н. YouTube-блогеры как агенты политической социализации российских школьников // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2021. № 3. С. 7–21.
Козлова Н.С. Реальная и виртуальная идентичность // Социум и власть. 2015. № 2. С. 118–121.
Кулибаба С.И. Медиапространство и трансляция духовных ценностей // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики: Сборник научных трудов. Т. 2: Материалы международной научной конференции / Отв. ред. Н.Б. Кириллова. Екатеринбург; М.: Академический проект, 2007. С. 125–134.
Мартьянов Д.С. От сетевой идентичности к политике идентичности в сети Интернет: смена парадигмы? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2015. № 1. С. 44–52.
Монастырева О.В. Медиапространство: обзор представлений и подходов к пониманию // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 50. С. 56–62.
Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть. 2013. № 14. С. 31–41.
Партии выборов — 2021: медийная эффективность // Центр политической конъюнктуры. 2020. 10 августа. URL: https://cpkr.ru/issledovaniya/vybory-2021/partii-vyborov-2021-mediynaya-eff ektivnost/
Руденкин Д.В. Подоплека интереса российской молодежи к политическим видеоблогам: обзор основных гипотез // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 11–2. С. 6–12.
Сащенко Н.П. Российская идентичность в цифровую эпоху и социальные представления пользователей социальных сетей // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. № 1. С. 40–51.
Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 105–124.
Balleys C., Millerand F., Thoër C., Duque N. Searching for Oneself on YouTube: Teenage Peer Socialization and Social Recognition Processes // Social Media + Society. 2020. Vol. 6. No. 2. P. 1–11.
Peikari N., Lotfi R., Makhdomi H. Social Networks, Cyberspace and Formation of Virtual Identity of the Users // International Journal of Advanced Studies in Humanities and Social Science. 2015. Vol. 4. No. 2. P. 92–101.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: виртуальная идентичность; социальные медиа; медиапространство; политика идентичности; коллективная идентичность; видеоблоги; TikTok

Доступно в on-line версии с: 05.12.2021

Для цитирования статьи
Номер 6, 2021