Образ России в российском обществе: контент-анализ публикаций в печатных СМИ за период 2017–2020 гг.
Аннотация
Образ России является одним из ключевых факторов для определения самоидентичности индивида, роста доверия населения к власти, понимания текущей политики и экономических реформ, проводимых в стране. Целью исследования является выявление образа России, сформированного в российских печатных СМИ за период 2017–2020 гг. Методология исследования включает контент-анализ и кейс-стади публикаций в ведущих печатных СМИ. Образ страны состоит из пространственного образа, образа населения, образа власти и образа лидера. Рассматриваются следующие основные темы: конфликты в Сирии и Украине, антироссийские санкции, президентские выборы в Российской Федерации и США, вопросы, поднимаемые несистемной оппозицией, пандемия коронавируса COVID-19. Сформированный посредством печатных СМИ образ страны транслируется как сильный, когнитивно сложный, развивающийся. Большинство сообщений носит позитивный характер, так как они созданы для российского читателя. Негативные характеристики затрагивают один компонент образа — образ власти. Дополнительно в ходе исследования было выявлено, что газеты, являясь техническим средством передачи информации в рамках коммуникационной модели Г. Лассуэлла, уступают по скорости выхода материала другим каналам СМИ. Печатные СМИ нашли новую нишу взаимодействия с читателем, давая качественные экспертные оценки.Литература
- Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993–2018) / Отв. ред. Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019.
- Воронцов С.Г. Модель коммуникации Г.Д. Лассуэла как элемент методологии цивилистических исследований // Методологические проблемы цивилистических исследований. 2018. № 1. С. 414–431.
- Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития: Экспертный доклад / Отв. ред. П.В. Орехин, П.Н. Нетреба. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/401421877.pdf
- Шестопал Е.Б. Сдвиги в массовом политическом сознании России перед Президентскими выборами 2018 г. // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 41. С. 203–204.
- Шмелева О.Ю. «Образ государства» как категория политической науки: теоретико-методологические аспекты изучения // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 13. № 4. С. 23–36.
Скачать в формате PDF

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
Ключевые слова: политическое восприятие; идентичность; образ России; пространственный (территориальный) образ; образ населения; образ власти; образ лидера
Доступно в on-line версии с: 30.07.2021
Для цитирования статьи

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная