ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Российская элита в информационной и научной повестках: сравнительный анализ и описание тренда

Российская элита в информационной и научной повестках: сравнительный анализ и описание тренда

Аннотация

Данная статья рассматривает проблематику формирования информационного поля российских элит. Для средств массовой информации тема элит не является ключевой, но на протяжении последних 20 лет интерес к ней растет. Автор не только проанализировал динамику роста публикаций в СМИ, но и провел их контент-анализ, сравнив публикации в прессе с научными статьями этого периода. Сравнительный анализ позволил выявить, что понятие «элита» среди широких масс населения не вызывает симпатию, успехами элит не гордятся, поскольку бытует мнение, что работают элиты только на себя и ближний круг. Но в связи с расширением значения этого понятия и включением в него спортивных, военных и иных элит ситуация меняется и негативные коннотации могут ослабнуть.

Литература

Брега А.В., Афанасьева Д.А., Машьянов Д.А. Межпоколенческий транзит элиты в современной России: вероятный сценарий и рискогенные тенденции // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2019. № 2. С. 18–27.
Бурдье П. О символической власти // Бурдье П. Социология социального пространства / Отв. ред. пер. Н.А. Шматко. М., СПб.: Алетейя, 2007. С. 87–96.
Гаман-Голутвина О.В. Российская элитология: результаты и проблемы // Политическая наука в России: проблемы, направления, школы (1990–2007) / Отв. ред. О.Ю. Малинова. М.: РАПН: РОССПЭН, 2008. С. 41–61.
Гришанин Н.В., Миневич Я.В., Меркушева А.С. Формирование патриотизма в России: пентабазис и корпоративная культура // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2023. Т. 10. № 2. С. 117–126.
Гришанин Н.В., Миневич Я.В., Соколова Т.Д., Тиджиев Д.А. Патриотизм как ценностный ресурс в разработке корпоративной культуры российских компаний: оценка факторов, генезис понятий, тренды и тенденции развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. Т. 15. № 5. С. 185–205.
Демидова М.В. Символическая власть и правящая элита: социально-философский анализ // Инновации в науке. 2012. № 14–2. С. 6–15.
История отечественной элитологической мысли: Энциклопедический словарь / Под ред. П.Л. Карабущенко, А.В. Понеделкова. М.: ИНФРА-М, 2024.
Козловский В.В., Браславский Р.Г. Цивилизационные тренды социальных неравенств в современных обществах // Россия реформирующаяся. 2018. № 16. С. 80–103.
Кочетков А.П., Моисеев В.В. Российская политическая элита как субъект социально-экономической политики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 57. С. 244–256.
Крыштановская О.В. Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России. Социология. Этнология. 2002. Т. 11. № 4. С. 3–60.
Палитай И.С. Молодое поколение российской политической элиты: статусно-ролевые и личностные характеристики // Полис. Политические исследования. 2020. № 5. С. 90–100.
Палитай И.С., Данилова А.С. Региональные руководители нового поколения: результаты политико-психологического анализа // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 54. С. 252–262.
Парето В. Компендиум по общей социологии. М.: Изд. дом ВШЭ, 2009.
Петухов В.В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119–138.

Ключевые слова: элиты; средства массовой информации; ценности элит; информационная повестка; тренд; модели и мотивы поведения

DOI Number: 10.55959/MSU0868-4871-12-2024-2-3-91-104.

Доступно в on-line версии с: 15.06.2024

Для цитирования статьи
Номер 3, 2024