ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Цифровые актанты и вычислительная пропаганда как инструменты воздействия на массовое сознание в условиях глобальных технологических трансформаций

Цифровые актанты и вычислительная пропаганда как инструменты воздействия на массовое сознание в условиях глобальных технологических трансформаций

Аннотация

Основной целью данной статьи стало выявление потенциала и особенностей применения цифровых актантов и технологий вычислительной пропаганды в современных процессах цифровой общественно-политической коммуникации. Актуальные цифровые технологические трансформации и стремительная эволюция технологий искусственного интеллекта выступают мощными факторами и драйверами развития цифровых актантов — функционирующих на основе применения нейросетевых алгоритмов программно-аппаратных комплексов, принимающих активное участие в процессах цифровой общественно-политической коммуникации. В этой связи подобные актанты нового типа нуждаются в своем тщательном изучении со стороны специалистов и ученых. В рамках настоящей работы методологической базой исследования послужили методы дискурс-анализа, кейс-стади, a также метод экспертного опроса, позволивший на основе комплексирования экспертных оценок подтвердить полученные нами результаты. В работе доказывается, что цифровые актанты обладают существенным потенциалом влияния на массовое сознание и поведение, что обусловливается высокой эффективностью таргетированного информационно-коммуникационного воздействия со стороны таких «умных» коммуникативных актантов на сознание целевых аудиторий на основе алгоритмического анализа цифровых следов пользователей и выявления субъективных особенностей и характеристик последних. По итогам работы делается вывод о том, что современные цифровые технологические трансформации формируют значительный потенциал вычислительно-пропагандистских войн в цифровой среде между глобальными субъектами политики. Данное обстоятельство приводит нас к тезису о необходимости обеспечения государственного технологического суверенитета в цифровом пространстве.

Литература

Агеев А.И. Стратегия Трампа на выборах: нейроматематический ключ к глубинным слоям сознания американского избирателя // Экономические стратегии. 2019. Т. 21. № 7. С. 78–93.
Бабич Н.С. К вопросу о точной формулировке «Теоремы Томаса» // Общество: Социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 42–47.
Василькова В.В., Садчиков Д.И. Фейки и боты как механизмы информационных искажений в социальных сетях // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2019. № 2. С. 24–30.
Василькова В.В., Трекин П.А. Компьютерная пропаганда: структурные характеристики и векторы исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 1. С. 68–83.
Веселов Ю.В. Доверие в цифровом обществе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. № 2. С. 129–143.
Володенков С.В. Социальные медиа как инструмент современной публичной политики: Особенности и перспективы применения // Политическая наука. 2017. Специальный выпуск. С. 290–305.
Володенков С.В. Технологии Big Data в современных политических процессах: цифровые вызовы и угрозы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 205–212.
Володенков С.В., Федорченко С.Н. Субъектность цифровой коммуникации в условиях технологической эволюции интернета: особенности и сценарии трансформации // Политическая наука. 2021. № 3. С. 37–53.
Дыдров А.А., Пеннер Р.В. Построение дискурса о цифровом как феномене информационной современности // Социум и власть. 2022. № 3. C. 114–126.
Ефременко Д.В. Формирование цифрового общества и геополитическая конкуренция // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 25–43.
Жуков Д.С. ИТ-гиганты versus национальные государства: перспективы цифровой многополярности // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5. № 2. С. 29–44.
Кашпур В.В., Барышев А.А., Чудинов С.И., Щекотин Е.В., Сербина Г.Н. Способы репрезентации радикального контента в условиях государственной антиэкстремистской цензуры на материале социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6. № 1. С. 7–18.
Мамычев А.Ю. «Цифровой Левиафан»: сценарии развития гоббсовского чудовища в XXI веке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. Т. 24. № 3. С. 367–392.
Мартынова М.Д. «Цифровое доверие» vs «недоверие» в формировании социальных отношений и практик глокального общества // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20. № 4. С. 445–453.
Назаров М.М. Платформы и алгоритмизация в медиа: содержание и социальные следствия // Коммуникология. 2020. Т. 8. № 2. С. 108–124.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-Пресс, 2004. С. 333.
Akin Unver H. Digital Challenges to Democracy: Politics of Automation, Attention and Engagement // Journal of International Affairs. 2017. Vol. 71. No. 1. P. 127–146.
Bradshaw S., Bailey H., Howard P.N. Country Case Studies Industrialized Disinformation: 2020 Global Inventory of Organized Social Media Manipulation. Oxford: Oxford Internet Institute, 2021. URL: https://demtech.oii.ox.ac.uk/wp-content/uploads/sites/12/2021/03/Case-Studies_FINAL.pdf
Newhouse A., Blazakis J., McGuffie K. The Industrialization of Terrorist Propaganda; Neural Language Models and the Threat of Fake Content Generation. Monterey: Center on Terrorism, Extremism and Counterterrorism, Middlebury Institute of International Studies, 2019. URL: https://www.middlebury.edu/institute/sites/www.middlebury.edu.institute/files/2019-11/The%20Industrialization%20of%20Terrorist%20Propaganda%20-%20CTEC.pdf
Scanlon J.R., Gerber M.S. Automatic Detection of Cyber-recruitment by Violent Extremists // Security Informatics. 2014. Vol. 3. No. 5. P. 1–10.
Thaler R.H., Sunstein C.R. Nudge: The Final Edition. New York: Penguin Books, 2021.
Thomas W.I., Thomas D.S. The Child in America: Behavior Problems and Programs. Michigan: Johnson Reprint, 1928.
Woolley S.C., Howard P.N. Computational Propaganda: Political Parties, Politicians, and Political Manipulation on Social Media. Oxford: Oxford University Press, 2018.

Ключевые слова: массовое сознание; глобальные технологические трансформации; искусственный интеллект; цифровые актанты; вычислительная пропаганда; нейросетевые алгоритмы

DOI Number: 10.55959/ MSU0868-4871-12-2024-2-2-47-70

Доступно в on-line версии с: 15.04.2024

Для цитирования статьи
Номер 2, 2024