ISSN 0868-4871
En Ru
ISSN 0868-4871
Буддизм и региональный политический порядок. Общий контекст для Восточной Азии

Буддизм и региональный политический порядок. Общий контекст для Восточной Азии

Аннотация

В представленной статье автор посредством вычленения ключевых характеристик, отражающих специфику региона Восточной Азии, предпри- нимает попытку определения места и роли буддизма в процессе построения регионального политического порядка в конце XIX — начале XX вв. Вопреки расхожему мнению об универсальности государственных и правовых ин- ститутов, которая, по прогнозу Ф. Фукуямы, должна была состояться в отношении «всех человеческих обществ», исследуемый регион демонстри- ровал собственные ценностно-идеологические установки. Буддизм никогда не воспринимался жителями Восточной Азии исключительно с религиозной, сакральной позиции. Это был образ мысли и жизни, в который, безусловно, впи- сывалось и развитие государственных институтов. Несмотря на то что при более пристальном изучении устои власти, место и роль главы государства, его взаимоотношения с сангхой в традиции Хинаяны (Юго-Восточная Азия) и Махаяны (Северо-Восточная Азия) отличались, автор статьи приводит набор признаков, типичных для любого из существующих течений в буддиз- ме и сыгравших определяющую роль в вопросе его влияния на региональный политический порядок. Важной особенностью региона было наличие преимущественно нацио- нальных государств, поэтому религия играла значительную роль, формируя идентичность подданных каждого государства, ощущавших себя храните- лями древних традиций, культуры и языка. Буддизм позволял воспринимать народы, населяющие регион, частью единого целого, и прежде всего самими этими народами, чем и воспользовалась Япония, заявив амбициозный проект создания «Великой Восточно-Азиатской сферы взаимного процветания». Играя на культурно-духовных противоречиях и противопоставлении «ев- ропейского» «азиатскому», эта страна за короткий период времени сумела добиться значительных успехов в его реализации, чему немало способствовал и сам буддизм, и его наиболее активные приспешники как в самой Японии, так и на континенте.

Литература

  1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: АСТ, 2018. 
  2. Михалев А.В. Политическое присутствие — генеалогия концепта // Мировая политика. 2019. № 2. С. 33–42. 
  3. Панов П.В. Политический порядок: проблема концептуализации и институ- ционализации: Дисс... докт. полит. наук. М., 2011. 
  4. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 
  5. Buddhism and Abortion / Ed. D. Keown. London: Palgrave Macmillan, 1998. 
  6. Buddhism in the Modern World / Ed. D.L. McMahan. London; New York: Routledge, 2012. 
  7. Day T. Fluid Iron: State Formation in Southeast Asia. Honolulu: University of Hawaii Press, 2002. 
  8. Disability and World Religions: An Introduction / Ed. D.Y. Schumm, and M. Stoltzfus. Waco: Baylor University Press, 2016. 
  9. Dong Zh. Buddhism, Nationalism and War: A Comparative Evaluation of Chinese and Japanese Buddhists’ Reactions to the Second Sino-Japanese War (1937–1945) // International Journal of Social Science and Humanity. 2014. Vol. 4. No. 5. P. 372–377. 
  10. Fukuyama F. Political Order and Political Decay: From the Industrial Revolution to the Globalization of Democracy. New York: Farrar, Straus and Girouz, 2014. 
  11. Gassner F. The Comparative Study between Buddhism and Christanity on Peace and War: Dissertação final / Universidade Católica Portuguesa, Faculdade De Teologia, Lisboa, 2015. 
  12. Gokhale B.G. Early Buddhism and the Urban Revolution // The Journal of the International Association of Buddhist Studies. 1982. Vol. 5. No. 2. P. 7–22. 
  13. Keyes Ch.F. Buddhists Confront the State // Buddhism, Modernity, and the State in Asia: Forms of Engagement / Eds. J. Whalen-Bridge, and P. Kitiarsa. New York: Palgrave Macmillan, 2013. P. 17–41. 
  14. Manandhar T. Buddhist Perception of Monarchy and Its Relevance in Nepal’s Politics: A Paper Presented at the Seminar “Buddhism and the Crises of Nation-States in Asia”. Singapore: Faculty of Arts & Social Science, National University of Singapore, 2008. 
  15. Mathou T. Bhutan: Political Reform in a Buddhist Monarchy // Journal of Bhutan Studies. 1999. Vol. 1. No 1. P. 114–145. 
  16. Pettibone Ch.D. The Organization and Order or Battle of Militaries in World War II. Vol. 7: Germany’s and Imperial Japan’s Allies & Puppet States. Victoria: Traff ord, 2012. 
  17. Sompong S. Thai Law and Buddhist Law // The American Journal of Comparative Law. 1998. Vol. 46. No. 1. P. 69–86.
Скачать в формате PDF

Ключевые слова: буддизм, политический порядок, Восточная Азия, Юго- Восточная Азия, государственное строительство, национальное строитель- ство, национальное государство, сангха, теократия

Доступно в on-line версии с: 31.12.2020

Для цитирования статьи
Номер 6, 2019